Ш8В годовщину президентских выборов, 9 августа, президент Александр Лукашенко провел очередной "Большой разговор" с журналистами, медийщиками и общественностью. На этот раз он длился 8 часов 15 минут. Собрали цитаты, прозвучавшие на мероприятии.

Про выборы 2020 года

"Тогда (в 2020 году) очень широко обсуждался вопрос - не проводить сегодня (год назад) президентские выборы. И она (пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт) правильно сказала - и общество аплодисментами бы это восприняло. Надо было отнести выборы куда-то. Но если и были основания, а они были, то это было бы не совсем порядочно. И незаконно".

"Законы можно было бы поправить. Но это было бы не очень. Вы бы, западные представители СМИ, которые, наверное, здесь присутствуют, и особенно обезумевшие политики - вытерли бы об меня ноги так, что мало б не показалось".

"У меня только хватило времени для того, чтобы утром или вечером, рано или поздно, выехать в регион и встретиться с руководством региона. Ну, как у нас говорят - с активом 200-300 человек, на который приглашались с каждой области. Вот и вся агитация и пропаганда".

Про протесты

"События прошлого года показали, кто есть кто. И мы остались вдвоем. Я не говорю, что россияне спасли Беларусь. Упаси Господь. Мы остались вдвоем. Удар оттуда наносился через Беларусь в сердце России. И мы с президентом России мгновенно поняли, чего от нас хотят. Никто никого не спасал. Владимир Владимирович молодец: любую помощь окажем, мы видим, что происходит. Я говорю: подожди, не надо, чтобы о тебя ноги вытирали, я пока справляюсь сам, но ты мне создай резерв, на всякий случай. Не ахти какой - тысячу человек"

"И я бы не дрогнул, чтобы ввести в действие армию, если бы я видел, что они не просто перешли красную черту, а уж далеко забрались. Но мы справлялись. Пришло время, резерв был расформирован и отправлен в места несения службы".

Про Окрестина

"Это фейк. Зачем их пытать? Там же следствие не вели. Если там кто-то и был с синяками, так они получили на улице, когда они ринулись на внутренние войска и ОМОН".

"Туда все правонарушители собираются. Их было две тысячи человек, а может, как он сказал, даже и больше. А на Окрестина несут службу 47 человек. Они что, пытали 2 тысячи человек, что все слышали за километр, как кричали?".

"В здании на Окрестина не было такой необходимости. Они там шелковые были".

Про оппозицию

"Так это же в отношении меня и белорусского народа мерзавцы. Они возле "корыта" этого хрюкали. Эти Лахушки (имеется в виду политик Павел Латушко - Смартпресс), эту вывозил (экс-кандидат Светлана Тихановская - Смартпресс), считай, сам вывез, деньги дал куда просила… Что они творят там…".

"Если б это касалось чего-то там в Беларуси и прочее… Приезжайте, приезжайте, лохушки, тихушки и прочие. Приезжайте сюда. Чего не едут? Приезжайте и ответьте по закону".

"Там (в СИЗО КГБ) хуже чем Тихановская люди были. Ее супруг чего стоит. Он вообще мерзкий человек. Но я пошел и с ними разговаривал".

Про Цепкало

"Цепкало - это креатура спецслужб России".

"Он же был помощником у Шушкевича - у националиста. Шушкевич о нем очень плохо говорил".

"Когда начала развиваться цифровизация, Владимир Семашко формировал все нормативно-правовые акты, а Цепкало ходил за ним".

Про Протасевича

"Я не рад, что он оказался в Беларуси, мне было бы проще, чтобы он был в Польше или Литве. Потому что они его заказали. Ладно Азаренок, Гигин, БСЖ - это прикорытники, провластные. Но Протасевича вы зачем заказали? И мне надо его сейчас защищать. Потому что не дай Бог сейчас случится с Протасевичем, как с Шишовым, крыть нечем: преступление на территории Беларуси. Я за него несу ответственность".

По словам Лукашенко, Протасевич никакой не боевик, а таких как он некие црушники пытались "замазать кровью". 

"Благо, что он не стрелял и не убивал людей. Какой он стрелок? Вы же видите. Если бы он стрелял, он бы уже в Донбассе… Они ж приехали сюда, его допросили. Я сказал - да, пусть приезжают, если есть вопросы - задают. Но в Беларуси. Приехали, допросили. Пояснял все. Они остались удовлетворенными этим разговором".

Про смерть главы Белорусского дома в Украине Виталия Шишова

 "Этот Шишов, где находился - в Украине, его поддерживали спецслужбы Украины. Вы знаете, чем он занимался, он был на вашей территории. Он повесился или его повесили - вы занимайтесь и дайте ответ! Как повесили гражданина Беларуси?"

"Кто он такой для меня и для Беларуси вообще? Ладно, я президент, я мог бы не знать, но уверен, в этом зале 3-4 человека его и знали. Какой безумец в Беларуси пойдет и повесит его. Ну разве что разборки какие-то. Элементарно, повесишь одного - завтра другой. Всех же не перевешаешь - это глупость".

Про Тимановскую

"Да зная ее бчбэшное прошлое, мы все же включили ее в состав команды. А знаете почему включили? МОК накатил и рекомендовал нашим. И мы семеро таких по их требованию включили, которых не видно там (на Олимпиаде) было, их нельзя было включать. И они еще на меня накатывают?".

"В декабре, после всего того, что было, ей деньги платили, почти три тысячи рублей. Создали все условия. На, занимайся".

"Да она бы сама этого не сделала (заявление на Олимпиаде в Токио), если бы ей не управляли. Она в Токио связалась со своими дружками в Польше. Ей сказали дословно: приедешь в аэропорт, иди к японскому полицейскому и кричи, что эти два человека, что везли ее в аэропорт, сотрудники КГБ. Ни одного человека из спецслужб в Японии не было, мы не практикуем этого".

Про амнистию

"Я не кровожадный. На основании закона я могу помиловать, да. (…) Но вы поймите, вопрос не только во мне. Вопрос сейчас в силовиках, которых они били, ломали и автомобилями (сбивали – Смартпресс)".

"То, что я пережил – ладно, но я этого (действий в отношении силовиков – Смартпресс) не прощу", потому что те его не предали и "не дрогнули", когда на них "шли с заточками", и встретили его "аплодисментами на баррикадах".  

Про вакцину

"У нас западных вакцин нет. Есть китайская, российская и свою производим. И я в принципе согласился, мы могли бы обойтись и без AstraZeneca (предложенная Польшей) , но чтобы дать выбор людям".

Про беженцев и контрабанду

"Для американцев это - вопрос вопросов (предотвращение контрабанды радиоактивных материалов в ЕС). Мы за это их ценили, вместе работали, и сейчас продолжаем работать. Но я предупредил: если они перейдут уж слишком сильно красную черту, мы с ними вообще на эту тему разговаривать не будем. К чему это может привести? Пример - нелегальная миграция. Нет, мы никого не шантажируем и никому не угрожаем… Вы просто ставите нас в такие условия, что мы реагируем".

"К концу года все (беженцы с Донбасса) должны получить гражданство. Все. Только выработайте систему, чтобы эти люди могли написать заявления нам. Пусть напишут заявления, главе администрации (президента - Смартпресс) передадут. Обещаю - до конца года".

Про экспорт удобрений

"Сейчас хотят закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические, калийные удобрения. Слушайте, мы эти объемы в Мурманске загрузим. Это не вопрос. И по северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай и Индию. Это наш основной рынок".

Про санкции

Лукашенко предложил странам Запада "не браться за санкционные "топоры и вилы".

"Тем более: они могут иметь обратный эффект. Что показывает реальная действительность сегодня - то, что на слуху, - события на белорусско-польской, белорусско-украинской, белорусско-литовской и белорусско-латвийской границах".

"Никаких мы санкций в отношении вас (Украины) вводить не собираемся. Если бы мы хотели вас поставить на колени, будем откровенны, мы бы это сделали в течение суток вместе с нелюбимым вами президентом Путиным",

Про интеграцию

"У нас остался вопрос по природному газу. Один только вопрос. Но если мы в союзе, если мы видим перспективу - надо выравнивать цены и там и здесь. Или просто, как у вас принято говорить (в России - Смартпресс) - в свободное плавание отпустить. Захотели - мы купили там природный газ, допустим, у "Газпрома", нет, не у "Газпрома" - в другой компании, у вас их много. То есть свободная должна быть торговля этим товаром и отсюда будут цены".

"Когда я слышу вот эти намеки  - "в состав России и прочее", я всегда думаю, головой Путина думаю, что, еще одна головная боль нужна России? Нет. И президент России так это и понимает".

"Мир изменился. Для того, чтобы интегрироваться,  развивать интеграцию в экономике в целом, не надо, чтобы кого-то взять и включить в состав, особенно государство, которое не по своей вине и не по своей воле стало суверенным и независимым",

Про Литву

"Если вы хотите, давайте начнем на каком-то уровне вести диалог. Но без всяких предварительных условий. Потому что Беларусь не заслуживает вот такого разговора".

"Я не прятал у себя в Беларуси ни боевиков, ни оппозиционеров, а они тоже есть в Литве. Я не делал недружественных шагов в отношении Литвы".

Лукашенко также вспомнил, как раньше ездил с депутатской группой в Литву поддерживать деда нынешнего главы МИД Литвы. "От мерзавец вырос, а? Внучок. Драться-то чего? Они что, Беларусь хотят захватить? Так не получится. А мы это не планируем. Допрыгается до того, что получит по морде и никакое бибиси, никакой Лондон и Вашингтон их не спасет. Никто за них даже слова не скажет. Они далеко, у них свои интересы".

Про Украину

"Допрыгаетесь до того, что я когда-нибудь рискну, переступлю эту границу без оружия и у меня будет там не 40% украинцев, а минимум 90%. И мы Украину вернем".

"Но не для того, чтобы поработить Украину, захватить и прочее. А для того, чтобы Украина была украинской".

"Но вы (Украина – Смартпресс) ведете себя порой очень нехорошо". "Поэтому вам не стоит себя так вести, и бряцать санкционным оружием, потому что вы сами очень зависимы".

Про Крым

"Когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет".

"Хоть меня многое связывает, (в том числе подписанная Беларусью) Будапештская декларация (меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия – Смартпресс). (…) Но я и через это переступлю".

Про преемника

"Я мог бы ответить, как мой старший брат Владимир Владимирович Путин: за кого народ проголосует - тот и будет президентом. Это действительно так. Какую я при этот буду позицию занимать - я не определился"

"Как можно на пенсию уйти и заниматься другим делом. Но это не значит, что я посиневшими пальцами уцепился и буду держаться. Нет, после меня придут люди и даже очень скоро".

"Сейчас время другое. И они все на виду - кто может быть президентом. Но вот эти дни (протесты 2020 года - Смартпресс), конечно, мне показали - выкристовализировались люди. Оказывается, у нас человек 15-20, которые могут вырасти в президента".

"Они, простите за нескромность в чем-то похожи на меня. Потому что я их вырастил, они со мной рядом росли. В чем-то похожи на меня - в своей преданности стране. Они надежные, они не будут кромсать никого".

"Если будут президентские выборы, я вам обещаю, что не буду педалировать, не буду участвовать в этом - что я на кого-то поставлю и буду кого-то проталкивать. Нет. Я буду честно вести себя. Будет 5 человек. Я про всех все расскажу".

"Все будет на равных. Но победят в Беларуси обязательно прагматичные нормальные люди. Они (оппозиционные политики - Смартпресс) - у них нет перспектив".

Про ВНС

"Всебелорусское народное собрание – президиум там будет или председатель – не должно довлеть над правительством и президентом. Да, будет новый президент, но нельзя эту конституцию, которая есть - она действительно авторитарная - передать президенту, который придет. Мы ведь еще не знаем, кто он такой будет и как себя поведет. Нужна новая конституция, надо сбалансировать власть, и часть полномочий стратегического характера передать Всебелорусскому народному собранию".

"Я уверен, что легитимность или нелегитимность выборов должен определять Конституционный суд, а не избирательная комиссия. Но сейчас председателя конституционного суда назначает президент, половину судей назначает президент. Какое заключение может дать Конституционный суд? Понятно. Значит, придется отдельные функции, в том числе и кадровые, передать на уровень Всебелорусского народного собрания".