"В Европе не вызовет удивления отец троих детей, говорящий супруге, что после семейного ужина он пойдет на урок по фортепиано. В Беларуси на произнесшего такую фразу будут косится, ведь из-за наших стереотипов взрослого мужчину готовы скорее видеть в баре, чем в классе перед органом или барабанной установкой", — рассказывает основатель частной музыкальной школы ArtGrand Артем Шаплыко о предубеждениях, с которыми он столкнулся, открывая свой проект. За 5 лет существования бизнеса он не только сломал многие стереотипы, связанные с обучением музыки, но и смог открыть новое отделение школы, а еще выйти на охват онлайн-уроками 17-ти зарубежных стран.

шаплыко артем.jpg

"Четыре часа объяснял в управлении юстиции, что имею право открыть такую форму юридического лица"

Артем Шаплыко — титулованный музыкант, занимающийся музыкой вот уже четверть века. В профессиональных кругах вам сразу расскажут о его сольных концертах в Белгосфилармонии, о белорусских и зарубежных гастролях, вспомнят о победах на международных конкурсах. Поэтому у многих вызвало удивление, когда в 2017-м году активно концертирующий именитый музыкант заявил о создании собственной школы.

— Мне кто-то даже говорил: "Артем, ты авантюрист!" Но я отмахивался, мол, идея-то классная! И лишь сейчас понимаю, что это и вправду было рискованное дело. Вспомнить хотя бы, как я сидел четыре часа у начальника в Управлении юстиции с бумагами, а чиновница отказывалась их подписывать, ссылаясь на то, что частного "учреждения дополнительного образования музыкальная школа" в стране еще нет, некуда даже посмотреть, как эту институцию оформлять. Я же доказывал, что по белорусскому Кодексу об образовании имею право открыть такую форму юридического лица, поэтому намерен сидеть в кабинете до тех пор, пока мне не дадут разрешение.

В некоторых вопросах Артем и вправду поначалу был романтиком: при первой встрече с бухгалтером на вопрос о бизнес-плане он только пожал плечами. О стратегии развития бизнеса он тогда не задумывался, руководствовался лишь вдохновляющей идеей:

— На первых порах бухгалтер взяла на себя заботы о цифрах и расчетах, а юристы помогли зарегистрировать устав. Но я твердо верил, что школа будет востребована. Почему люди ходят на языковые курсы? Многие отвечают, что хотят потренировать мозг. Занятия музыкой развивает в пять раз лучше, чем любые языки. Это максимальный мультитаскинг: чтобы сыграть на инструменте, нужно выполнять сразу несколько задач одновременно. Бывало, мои взрослые ученики после часового урока говорили, им легче было бы это время копать траншею.

Ожидания учредителя оправдались: сейчас в школе занимается 150-170 учеников. И хоть до цифры в 250 человек, при которой бизнес гарантированно вышел бы на самоокупаемость, еще не добрались, охват клиентов впечатляет: задействованы как дети, так и молодежь, и взрослые люди. Самой старшей ученице 85 лет.

музшкола2.jpg

— Галина Федоровна пришла учиться с нуля три года назад. Ее зачислили сразу, ведь у человека потрясающая мотивация. Сегодня она участвует во всех наших отчетных концертах, — восхищается собеседник.

ArtGrand начиналась с четырех кабинетов. Со временем учителя стали жаловаться на нехватку кабинетов для все прибывающих новичков в сетку занятий. Решение последовало довольно быстро: в нынешнем августе у музыкальной школы появился филиал.

"С соседкой по началу были прения, а потом она привела к нам своего ребенка"

Найти здание для музыкальной школы тот еще квест. Арендаторы офисных площадей уходят в отказ, как только слышат о профиле учреждения, ведь музыка — это всегда громко. Артему Шаплыко отказывали даже те, кто сдавал изолированные помещения с отдельным входом: владельцы боялись потенциальных проблем с близлежащими офисами.

— Мне повезло найти нужные площади в историческом центре Минска. Они принадлежат государственному собственнику, поэтому аренда обошлась значительно дешевле (у коммерческих застройщиков коэффициенты в два раза выше). На Революционной мы создали эстрадное отделение: там находится звукозаписывающая студия, ученики занимаются вокалом, играют на барабанной установке, саксофоне. Над нами расположился офис Союза композиторов. Они с пониманием относятся к доносящимся звукам. Классическое отделение школы занимает кабинеты в жилом доме на Раковской. С соседями стараемся дружить: в соответствии с законодательством не работать раньше 9.00 и позже 21.00. Первые годы с одной из соседок у нас были небольшие прения, а потом произошло чудо: она привела к нам своего ребенка, и все вопросы исчезли. Я всегда выступаю за то, чтобы находить компромисс в сложных рабочих ситуациях.

музшкола4.jpg

По словам основателя, он открывал школу без кредитов, имея в кармане всего $300. До сих пор все, что зарабатывает учреждение, идет на ее же развитие.

— К нам часто приходят многодетные семьи с просьбой сделать скидку для их детей. Извините, не можем. В идеале в стоимость урока должна закладываться оплата аренды, коммунальных услуг, зарплаты сотрудникам, расходы на приобретение и техобслуживание музыкальных инструментов, но белорусы не готовы оплачивать реальную цену занятий. По-хорошему, один индивидуальный урок не может стоить меньше Br60, нам же приходиться ставить цену в два раза ниже, иначе мы потеряем поток клиентов.

Чтобы сделать уроки музыки доступными для людей с разными возможностями, в школе проработали гибкую систему занятий: немного сэкономить позволяют абонементы, а также парные уроки, когда один педагог объясняет гаммы двум ученикам, сидящим в классе каждый за своим инструментом, либо групповые занятия. Последние обойдутся клиенту дешевле всего — в Br15 за одно появление в классе. Самая высокая цена у занятий на таких эксклюзивных инструментах, как арфа, клавесин или электроорган. Тут стоимость может доходить до Br50.

"Стоимость рояля может доходить до 100 тысяч долларов"

Отдельная статья расходов — это приобретение для учебных аудиторий инструментов. К примеру, новый рояль в зависимости от фирмы производителя может стоить от $5 тыс. до $100 тыс.. У частной музыкальной школы таких денег, естественно, не было. Приходилось выкручиваться:

— Я смотрю инструменты на "Куфаре", где бывают неожиданные находки. Там за Br300 приобрел немецкое пианино, хотя цена за подобный новый именитый инструмент может доходить до Br5 тыс. Конечно, перед покупкой вызываю настройщика, ведь надо проверить, можно ли инструмент отреставрировать так, чтобы он качественно звучал. В филиале на Раковской стоит рояль, попавший к нам в плачевном состоянии без многих деталей. Полгода мы им не пользовались, пока не нашелся мастер, вернувший его к жизни.

В новый филиал приехало пианино известной фирмы "Вагнер", подаренный ArtGrand экс-директором Оперного театра Галиной Вагнер. В соседнем классе стоит электроорган, списанный когда-то в музколледже.

музшкола.jpg

— Пока его внешний вид еще не обрел лоск: нужно отполировать корпус, заменить клавиши. Но начинка уже соответствует современным требованиям: я год искал электрика, который сможет заменить советские микросхемы на современные платы. Электроорган теперь через USB-порт подключается к компьютеру, тот обрабатывает воспроизводимый им звук и направляет его в колонки. Но электрик сделал нам сюрприз: починил ламповый усилитель и оригинальную внутреннюю колонку: теперь мы при желании можем переключаться на них, чтобы получать более атмосферное звучание. В Беларуси уже несколько лет развивается движение по возрождению органов, поэтому наше предложение весьма востребовано.

"Система по одному клику выдает, за сколько отработанных часов мне нужно заплатить педагогу"

Первое время в ArtGrand Артем Шаплыко работал с одним выходным в году: за исключением 1-го января он ежедневно тратил 12 часов на преподавание, а также занимался подсчетом рабочих часов сотрудников, составлением расписания, звонками родителям, приемом входящих звонков.

— Понял, что дальше так нельзя. Теперь у меня есть администратор, SMM-менеджер и маркетолог, который занимается продвижением наших концертов, пресс-релизами, партнерскими мероприятиями с музыкальными магазинами и фестивалями. Отказался от бумажных журналов в пользу CRM-системы: теперь у каждого педагога есть личный кабинет, он видит свою занятость, общее расписание и быстро разбирается, где есть время и кабинет для нового ученика. В конце месяца система по одному клику выдает, за сколько отработанных часов мне нужно заплатить педагогу.

14.jpg

В свое время собеседник пять лет отработал в государственной музыкальной школе и понял, что в организации учебного процесса есть нюансы, которые в рамках гособразования вряд ли можно изменить. Частная школа позволяет находить более гибкий подход к ученику:

— Начинать учебу можно с любого месяца, а не только с 1-го сентября. У нас есть дневники, но они используются только для записи домашнего задания. Оценки мы не выставляем, экзамены проводим по желанию. На дом задаем, но если человек не подготовился, то выполняем задание на уроке. Помню, как в мои школьные годы крик одного из учителей музыки доводил меня до слез. Но ученик не должен бояться войти в класс! Ему только следует понимать, что невыполненное задание замедляет темп освоения инструмента.

Кто-то приводит ребенка в ArtGrand, замахиваясь на дальнейшую музыкальную карьеру. Всегда спрашивают про аттестат в конце обучения, но директор напоминает: при поступлении в музучилище или Академию музыки такой документ не обязателен. Известны случаи, когда в специализированный вуз шли люди после обычной средней школы. Важно сдать вступительные экзамены.

Но многие из клиентов школы записываются сюда для собственного развития. Артем продолжает:

— Вы не поверите, сколько человек приходят к нас с фобиями, полученными в детстве на уроках музыки! Дружно их преодолеваем. На концерте ошибся? Начни сначала. Снова не вышло? Просто скажи, жаль, сегодня у меня не получилось, в следующий раз сыграю лучше. Это не самое главное. Для меня важнее всего, чтобы человек получал удовольствие от игры на инструменте.

"Я ни разу не видел оффлайн своего ученика из Швеции"

Как и для многих других бизнесменов, серьезным испытанием для Артема Шаплыко стала пандемия коронавируса.

— Обычно в будние дни с 15 до 18 вечера в нашей школе час-пик: туда-сюда снуют ученики, все классы играют, учителя спешат с урока на урок. А весной 2020-го года вместо привычной суеты я увидел закрытые двери. В первую минуту даже стал просчитывать, от каких классов придется отказаться. А потом открыл для себя онлайн-формат. Мы просим использовать штатив, но часто хватает всего лишь поставить телефон возле клавиатуры: педагог видит работу рук, звук современная техника передает достаточно хорошо. Некоторым так понравилось, что они даже не стали возвращаться в оффлайн: экономят время на переездах.

Сегодня экспериментальный формат перерос в полноценную онлайн-академию. В ней сегодня числятся ученики из 17-ти стран мира.

— В феврале, к примеру, с нуля начал заниматься со мной парень из Швеции. Я его не разу не видел оффлайн! К слову, он уже делает успехи: играет двумя руками, выступает в онлайн-концертах. Мы с педагогами решили пойти дальше и записали онлайн-курс: за Br300 можно приобрести доступ на полгода к блоку из 24-х уроков. В них мы не только обучаем игре на инструменте, но и рассказываем самые интересные факты по теории музыки, про жанры и эпохи. На мой взгляд, получилось круто!

Реально оценивая востребованность, учредитель школы уже задумался по поводу создания франшизы. Правда, пока закрыты границы, с зарубежными филиалами скорее всего придется повременить. Но и в Минске хватает направлений для расширения деятельности: в партнерстве Артем Шаплыко проводит занятия по музыкотерапии, а на базе ArtGrand планирует запустить концертное агентство, звукозаписывающую студию, а в перспективе вывести свое детище на уровень школы искусств, чтобы помимо музыки все желающие смогли заниматься тут хореографией и живописью. 

Автор: Анастасия Панкратова

Фото: Анна Шарко