500 изразцов для печки, 300 эскизов костюмов и громадный конь-каталка для царя: как создают балет "Конек-Горбунок"

На неделю дети закинут в дальний угол тетради и учебники, ведь уже завтра в Беларуси начинаются осенние каникулы. А вот у родителей прибавляется головной боли: куда сводить свое чадо, чтобы и каникулы зря не пропали, но и время с пользой прошло? Большой театр Беларуси решил помочь взрослым с решением этой задачи: в его афише появился детский балет "Конек-Горбунок" по известной сказке Петра Ершова. Мы побывали на генеральной репетиции спектакля и собрали специально для вас факты, после которых вам непременно захочется побывать на премьере.

конек горбунок5.jpg

Километры одежды сцены, сотни расшитых вручную костюмов

  • В "Коньке-Горбунке" задействовано пять расписных фонов: тут и задники, и дополнительные сказочные занавесы. Вся эта красота расписывалась работниками театра по эскизам художника-постановщика Любови Сидельниковой вручную. Чтобы нанести рисунок на каждое из полотен, размер которого составляет несколько десятков метров, никакого стола не хватит, поэтому ткань расстилают на полу покрасочного цеха.

конек горбунок4.jpg

  • Придумывая сценографию, Любовь Сидельникова вдохновлялась картинами художников золотого века русского искусства. Советуем присмотреться к деталям: вы обязательно заметите отсылки к Врубелю, Баксту и Билибину. Если же живопись не ваш конек, то просто наслаждайтесь цукатными дворцами, коваными котлами, ярмарочными лотками и цветущими порталами.

  • Заметьте, все это сделано не менее интересно, чем в одноименном российском блокбастере, в этом году вышедшем на широкие киноэкраны. Правда, в кино все декорации создавались на компьютере, в театре же они настоящие. К примеру, для облицовки царской печки-трона художники Большого театра создали около 500 изразцов!

  • В этом спектакле лошади не только танцуют: на деревянном коне-качалке по своим хоромам рассекает царь, а бояре восседают на лавках, увенчанных лошадиными головами.

конек горбунок.jpg

  • В любом балете всегда задействовано несколько составов актеров. В сказке Петра Ершова постоянно меняются локации: после ярмарки герои попадают на царский двор, из заповедных мест обитания Жар-птицы переносятся в подводный мир. И для каждого из этих пространств балетмейстер-постановщик Юрий Троян придумал многочисленные массовые сцены. Неудивительно, что художнику по костюмам Екатерине Булгаковой пришлось создать 300 эскизов, чтобы для каждого танцовщика подобрать характерный наряд.

  • В сказке всегда должно быть место чуду: чтобы персонажи выглядели волшебнее и роскошнее, 180 костюмов расшили стразами и бисером. Опять же все это было сделано вручную. Самым сложным стало платье-трансформер Морской царевны.

Был "Конек" раньше или не был?

  • Большой театр много раз акцентировал внимание, что "Конька-Горбунка" покажут впервые. Кто-то из поклонников театра удивился: в афише 30-х годов точно уже встречалось это название. Выставка в театральном фойе поможет разгадать эту детективную историю, действительно, в 1936-м и 1949-м году на белорусской сцене танцевал царь, жар-птица и конек-горбунок, вот только тот балет был на музыку другого композитора – Цезаря Пуни. Для нынешней премьеры выбрали музыку Родиона Щедрина.

конек горбунок2.jpg

  • Русский композитор Родион Щедрин начал писать балет, опираясь на воспоминания о своей поездке белорусскую глубинку. Кстати, волшебный конек и для него сотворил чудо: на репетициях спектакля Щедрин повстречал будущую легенду мирового балета Майю Плисецкую. Та встреча закончилась долгой счастливой семейной жизнью. Своей музе композитор и посвятил партитуру "Конька-Горбунка".

  • Балет был написан в 1960-м году и в оригинале имел четыре акта. Хореограф Юрий Троян вместе с дирижером-постановщиком Юрием Колядко решили сократить музыкальную партитуру до двух действий, правда, не меняя авторского звучания. Для нового хронометража Юрий Троян сочинил собственное либретто.

конек горбунок3.jpg

  • В один из премьерных показов партию главного героя Ивана исполнит Эвен Капитен. Этот французский танцовщик в 16 лет променял Париж на Минск: оставил школу при опера-Гарнье и приехал учиться в Белорусскую хореографическую гимназию-колледж. После учебы Эвена пригласили в труппу Большого, причем в массовке он практически не работал: талантливого танцовщика приметил Юрий Троян и тут же перевел в солисты. Кстати, вслед за Эвеном в Минск учиться балету приезжала и его младшая сестра Перл.

  • В паре с французом работает еще один иностранец: партию Конька-Горбунка танцует японец Таро Курачи. Он окончил балетную студию в городе Фукуока, учился в Бельгии в Королевской балетной школе Антверпена, в немецкой школе Джона Кранко и американской балетной школе Эллисона.  А теперь покоряет белорусскую сцену.

Автор: Анастасия Панкратова

Фото: Анна Шарко


похожие новости