В последнее время факты жестокого обращения с животными предаются громкой огласке: история о “собачьем концлагере” в Кореличах, видео с избиением лебедя, новость о жителе Борисова, который выбросил двух собак с шестого этажа. Эти случаи объединяет не только общественный резонанс - по каждому из эпизодов возбуждено уголовное дело.

Появилась надежда, что в Беларуси все же появится закон о защите животных. А пока Александр Лукашенко поручил Госинспекции охраны животного и растительного мира взять на контроль эту проблему.

Работа над законом идет прямо сейчас. Мы встретились с депутатом Марией Василевич, которая возглавляет рабочую группу по законопроекту.

Василевич 3.jpgФото Игоря Ткаченко

“Животные должны оставаться в приютах, пока не будут переданы хозяину - усыпление невозможно”

- Мария, в сетях пишут, что защита животных - для вас просто PR и формирования позитивного имиджа в глазах общественности. Можете это прокомментировать?

- Я даже не догадывалась о том, что это может быть пиаром. Это для меня открытие (улыбается). Если так, то эту пиар-стратегию я придумала в 7 лет. Недавно нашла свой дневник той поры, и там в анкете, в ответ на вопрос “кем ты хочешь быть, когда вырастешь?”, я написала: “Юристом и ветеринаром”.

Когда увидела это, поняла, что две детские мечты сошлись на этом этапе моей жизни. Я работаю в законотворческой сфере и, надеюсь, помогаю животным.

Мне кажется, что пиар - это сказать что-то ради красного словца, но ничего не делать. А я много работаю для того, чтобы изменить ситуацию.

- Это следующее “популярное” обвинение: “если Мария так переживает за животных, почему так долго ничего не меняется к лучшему?”

- Я, в принципе, хорошо понимаю чувства тех, кто так говорит. В 2019-м, когда я только погружалась в эту тему, мне тоже казалось, что препятствий для скорых изменений нет.

Но, как всегда, есть разбежка между ожиданиями и реальностью. Сейчас я понимаю, как работает законотворческий процесс - он занимает не менее 2 лет. Если мы пишем закон с нуля, нужно понимать, что каждая строчка должна быть согласована со всеми вовлеченными ведомствами.

А защита животных - это тема, которая затрагивает множество структур: от министерства жилищно-коммунального хозяйства до генпрокуратуры. В рабочую группу входят даже министерство образования и МЧС. Я делаю всё от меня зависящее, чтобы ускорить процесс. Из ободряющего могу сказать, что в этом году определенно наметились позитивные изменения: все идут на диалог, ищут точки соприкосновения.

Собаки.png

- Новый закон стимулирует появление приютов, а не только пунктов временного содержания и умерщвления животных?

- Да, мы предусматриваем создание местными властями именно приютов, где животных будут содержать на постоянной основе. На сегодня в стране есть только один государственный приют - в Витебске, всё остальное - пункты временного содержания и усыпления.

Приютам в законе будет отведена отдельная статья. В ней мы даем им четкое определение и прописываем основные требования по их деятельности. В частности: животные должны оставаться в приютах, пока не будут переданы хозяину - усыпление невозможно. Это общие нормы, но будут и четкие требования по условиям, в которых должны находиться животные: от количества квадратных метров до числа поилок, положенных каждому питомцу. Все эти данные можно будет найти в отдельном постановлении.

Обеспечить существование приютов можно за счет налога на содержание животных и перераспределения средств, которые сейчас уходят на эвтаназию. 

- Важный вопрос: как в Беларуси добиться того, чтобы хозяева стерилизовали питомцев?

- Обязать владельцев стерилизовать животных в условиях городской среды - реально. Но что делать с сельской местностью, где огромное количество котов и собак?
Как там будет работать эта норма? Для меня этот вопрос тоже открыт.

Есть несколько вариантов, один из них - создать переходное положение, где будет указано, что стерилизация необходима для новых животных, которых заводит деревенский житель.

То есть, условно, если у бабушки уже 10 лет живет собачка, стерилизация будет носить рекомендательный характер. А если дети решат привезти ей нового питомца, стерилизация уже будет обязательной, а разведение животных - незаконным.

Коты_стерилизация.jpg

- Но кто это проконтролирует?

- Сейчас как раз пересматривается 510-й указ президента о совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси. Я надеюсь, что в этот указ будет добавлен пункт о животных, потому что вопрос с регулирующими органами в этой сфере стоит остро. На сегодня в указе их нет.

Как нам видится, контролировать эти вопросы должны органы жилищно-коммунального хозяйства местного уровня и милиция, которая будет применять санкции к тем, кто их нарушает.

По идее, это должно работать и сейчас. Но по факту, вынуждена признать, работает не всегда эффективно. Новый закон предусматривает обязательную регистрацию, чипирование, стерилизацию - надеюсь, так мы можем сформировать среду, в которой человеку будет сложно проявлять к животным равнодушие и жестокость. 

“Я не чувствую в себе морального права сказать: “Этот человек должен сидеть”

- Давайте обсудим как работает текущее законодательство на примере нескольких громких прецедентов. Например, случай в Кореличах, когда заводчица удерживала собак в абсолютно негуманных и антисанитарных условиях. В итоге уголовное дело было закрыто, а заводчица обошлась штрафом. Как вы оцениваете эту ситуацию?

- Когда уголовное дело закрыли, я сама выезжала в Кореличи, чтобы разобраться, что происходит. Пообщалась лично и с обвиняемой, и с зоозащитниками, и со следователем.

На сегодня, чтобы привлечь человека к уголовной ответственности по факту жестокого обращения, нужно вещественное доказательство в виде трупа животного. Следователь такого доказательства не нашел, поэтому дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

Стало понятно, что шансов привлечь хозяйку питомника по административной статье больше. Потому что тут все факты - несоблюдение гигиенических норм, причинение вреда здоровью животных - на лицо.

Собаки_Кореличи (Гродно).pngСкриншот сюжета телеканала "Гродно Плюс"

Хотя, признаюсь, и в КоАП с формулировкой о жестоком обращении есть некоторые трудности. Например, там можно найти такое уточнение: “Факт жестокого обращения признается, если были нарушены зоотехнические и ветеринарные правила”. А у нас в стране их нет. И получается парадоксальная ситуация: правил нет, значит, ничего не нарушено.

Надеюсь, что мы сможем решить эту проблему. И понимаю эмоции зоозащитников. 

Я сама вижу определенную коллизию в тех случаях, когда жестокое обращение на лицо, но та формулировка статьи, которая есть в уголовном кодексе, не позволяет привлечь виновных к ответственности. Это отмечают и следователи, и судьи.

Закон, над которым мы работаем сейчас, этот вопрос не регламентирует. Но когда мы будем его принимать - нас ждет и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, в том числе и уголовного кодекса. И я надеюсь, что у нас получится прийти к изменениям, которые заставят виновных в жестоком обращении отвечать за свои поступки.

Собаки_Кореличи 2 (Гродно)png.pngСкриншот сюжета телеканала "Гродно Плюс"

- Вероятно, вы видели и нашумевшее видео с избитым лебедем (Мария подтверждает, что в курсе ситуации - Смартпресс). Как, по-вашему, в таких случаях штраф - это достаточная мера наказания за жестокость?

- Для меня роль судьи непомерно сложная. Я не чувствую в себе морального права сказать: “Этот человек должен сидеть”. Но я очень хочу видеть судебную систему, которая изучает, что мотивирует человека. И в каждом конкретном случае находит то слабое место, тот рычаг, за который нужно потянуть, чтобы заставить его осознать, что он сделал и, если это возможно, измениться. 

“Налог должен быть целевым - на нужды и на благо животных”

- В одном из интервью по теме вы озвучили мысль о том, что очень важно базово прививать гуманное отношение к животным, тогда, возможно, и подобных случаев станет меньше. А за счёт чего можно сделать эту “прививку гуманности”?

- Я думаю, всё начинается с детства, со школьных лет. Знаю, что в некоторых школах уже есть факультативы, где дети учатся ухаживать за животными, общаться с ними. Детки собирают корма - и передают их волонтерам. Проводят выставки своих домашних питомцев в актовом зале, а собранные средства идут на помощь бездомным животным. Дети вовлечены на 100%, и это прекрасно!

Но, думаю, будет еще эффективнее, если факультативное станет обязательным. Например, если вопросу гуманного отношения к животным отведут какое-то время на занятиях по биологии, дисциплине “Человек и мир”. Это может быть просмотр тематического фильма или выездной урок в приюте, где класс мог бы взять кого-то из бездомных животных под свою опеку. 

Я уверена, что дети, которые пройдут такую школу, в будущем никогда не совершат насилия по отношению к тому, кто слабее - будь это животное, ребенок, пожилой человек. Так мы сможем искоренить философию силы - и заменить ее на что-то новое, созидательное.

Кот в школе.jpg

- А как воспитывать сознательность в уже взрослых людях? Например, как их замотивировать платить налог на животных?

- Я думаю, что мотивация появится в ответ на наши действия - как только мы создадим необходимую инфраструктуру. Налог должен быть целевым - на нужды и на благо животных. Я часто слышу, что люди не хотят платить за существование пунктов временного содержания, где собак и котов подвергают эвтаназии. И это можно понять, но есть ответственность владельцев животных: хочешь завести собаку, будь готов выполнять обязательства, в том числе, платить налог.

Надеюсь, белорусы иначе отнесутся к этому вопросу, если налог станет вкладом в создание приютов и проведение программы стерилизации.

Василевич.jpgФото Игоря Ткаченко

- Мария, за время работы над законом и погружения в эту тему, ваше отношение к животным изменилось?

- Не могу сказать, что изменилось, потому что я всегда очень любила животных. И буду любить. Работа над законом - это не про эмоции, а про четкость, ответственность, иногда - рутину. Совсем другое, когда занимаешься зоозащитой в поле, сталкиваешься с конкретными случаями жестокости по отношению к животным.

И вот это действительно сильно на меня повлияло. Иногда доходит до слез, а в голове стучит вопрос: “Как так можно?”. Кажется, что дна человеческому равнодушию, озлобленности просто нет.

В этом и есть главная перемена во мне: я узнала гораздо больше о жестокости людей. И еще сильнее влюбилась в животных.

***

Читайте нас в Viber и Telegram