При слове парфюмер многие вспомнят героя одноименного романа Патрика Зюскинда, смешивающего в большой склянке разные жидкости. Современное производство ароматов идет в ногу со временем: рецептуру создают на компьютере, специальный софт помогает просчитать, как аромат будет развиваться во времени и стойкость запаха. Белорусский парфюмер Влад Рекунов, создатель арома-символа Беларуси "PA VETRA" рассказал о секретах необычной профессии.
"Если смешать клубнику с орехом, то получится земляника"
— Как происходит создание аромата?
— Специальный компьютерный софт помогает избежать многих ошибок и еще на подготовительном этапе многое предвидеть. Хотя, конечно, для эффективной работы нужна интуиция и опыт. К примеру, я уже знаю, что бесполезно смешивать фрезию и иланг-иланг: второй ярче, поэтому скроет первый компонент и я только даром потеряю фрезийный продукт. Существуют и элементарные: лайфхаки: если смешать клубнику с орехом, получится земляника, которой в чистом виде в парфюмерии очень мало.
Ежегодно в мировою парфюмерию внедряется от тысячи до трех тысяч новых аромамолекул — соединений, с помощью которых создается определенный оттенок запаха. Ежегодно в мировою парфюмерию внедряется от тысячи до трех тысяч новых аромамолекул — соединений, с помощью которых создается определенный оттенок запаха.
Вспомните разницу между обычной елью и украшенной гирляндами. С запахом также: можно на жасмин повесить древесный тон или оттенок другого цветка, добавить фруктовые ноты с помощью синтезированных компонентов. В последнем случае мы уже получаем жасмин утренний: влажный и холодный. А могу сделать теплый, эротичный жасмин, который будет убаюкивать.
Вот эти оттенки аромата могут создавать компоненты, названия которых ничего не скажут обывателю. Например, бензальдегид. Поэтому в рецепте-пирамиде, которую любят публиковать медиа, таких слова вы не найдете. В ней скорее расписывается для пользователя, что парфюмер хотел сделать.
— Вы сочинили новый аромат. Как его защитить от копирования конкурентами?
— Сегодня авторское право в отношении рецептов ароматов практически не действует. Вы можете получить патент на них, но это длительная процедура, поэтому никто этим не занимается.
Защищать рецептуры бессмысленно еще и потому, что любой может взять мою запатентованную формулу, изменить в ней один компонент или заменить массовую долю, и все: формально авторское право уже не нарушено. Это будет версия запаха, но обыватель этой тонкой разницы не заметит.
А расшифровать аромат хоть и дорого, но несложно: стоит только воспользоваться газохроматографом. Поэтому ведущие дома скорее будут патентовать название аромата, бренда, возможно, внешний вид флакона.
"Чтобы стать добротным специалистом, нужно учиться 10-15 лет"
— Какое-то специальное образование нужно тому, кто хочет стать парфюмером?
— Есть два пути, чтобы стать парфюмером. Можно поступить в единственный в мире вуз, готовящий специалистов для парфюмерной промышленности: институт Версаля. Либо идти на курсы при парфюмерных фабриках. Общий стаж обучения, чтобы стать добротным специалистом, должен составлять 10-15 лет.
Лично я прошел второй путь. Мое изначальное образование экономическое. Мне повезло: я в свое время познакомился с Софией Гройсман — белоруской по происхождению, сделавшей карьеру в Нью-Йорке. Она обладает титулом "Живая легенда парфюмерии", сотворила множество бестселлеров для известнейших брендов. В Аллее парфюмерной славы из 25 лучших ароматов всех времен и народов четыре принадлежат Софии Гройсман.
Благодаря Софии, мне удалось поучиться на практике при фабрике: хвостиком ходить и изучать, как с этим работать. Вместе с ней мы сделали арома-символ Беларуси "PA VETRA" — для меня это было очень почетно.
— Какое оборудование нужно парфюмеру для работы?
— На больших фабриках парфюмер работает в химической лаборатории, где будет тысяча склянок, мензурок, растворов. Там же будет вытяжной шкаф и другое оборудование, с помощью которого можно влиять на процесс, меняя температуру, делая перегонку, размещая материал под определенным давлением. Но позволить себе такую лабораторию может далеко не каждое предприятие, ведь это — дорогое удовольствие, капиталовложения окупаются лишь со временем. К примеру, я работаю над ароматом с уже готовыми кирпичиками запахов. Заказываю за рубежом то, что считаю нужным для своего рецепта.
Я являюсь директором Ассоциации производителей косметики, поэтому побывал на всех фабриках в нашей стране и многих за рубежом. Могу точно сказать, что собственных лабораторий на белорусских предприятиях нет. Сегодня наши фабрики смешивают со спиртом купленные в Европе концентраты. Отечественная парфюмерия рассчитана на покупательскую способность масс-маркета.
— Чем отличается аромат дорогих брендов от недорогих?
— В парфюмерии есть три ниши: масс-маркет, люкс и селективка – самый дорогой продукт. Если аромат класса люкс становится популярным, то специалисты из масс-маркета повторяют формулу в урезанном виде для масс-маркета. Что это значит? Выбрасываются дорогие компоненты или заменяются на более дешевые. Парфюмер, составляя рецепт, всегда понимает конечную стоимость своего продукта. Она складывается в том числе из цены веществ за килограмм концентрата. Конечно, запах будет отличаться от оригинала. Это тоже самое, как взять пиджак от известного бренда и заменить в нем ткань на более дешевую, убрать карманы, окантовку на лацкане. В результате на оригинал похоже будет, но весьма отдаленно.
Селективка лучше, чем ароматы класса люкс, но, на мой взгляд, эта ниша переоценена. Когда аромат стоит порядка 350 долларов, я представляю, какая там заложена маржа. Хотя, конечно, их рецепты более талантливые, чем в люксе.
"Бывали подделки, что даже я не смог найти разницу, пока не показали перевернутую вверх ногами букву"
— Какими должны быть ингредиенты? Стоит ли гоняться за натуральными компонентами?
— Страх синтезированных компонентов в парфюмерии надуманный. Во-первых, все косметические продукты проходят бесконечные проверки, так что о "вредности" говорить не стоит. Во-вторых, мы каждый день потребляем искусственные компоненты. Возьмем булочки, круассаны на завтрак: ванилин, который есть практически во всех кондитерских изделиях, — это синтезированный продукт. Но от сдобы никто по этому поводу не отказывается.
— Но какая-то существенная разница между натуральным и синтезированными веществами в парфюмерии есть?
— Строго говоря, натуральной парфюмерии не существует. Вот кто-то берет натуральное эфирное масло иланг-иланга и хвои, смешивает в одном флаконе и позиционирует, как натуральные духи. Давайте вспомним, есть ли в природе где-то продукт, содержащий в себе смесь масла хвои и иланга? На хвое иланг не растет — это два разных дерева. Рассказы о том, что натуральная парфюмерия как-то отличается от той, которая включает в себя синтезированные элементы, — это домыслы тех, кто не погружен в процесс.
— Как отличить оригинал от подделки какого-то парфюма?
— Парфюмерное производство не сложное, можно и в гараже ароматы повторять. Поэтому так много подделок. Иногда помогает изучение упаковки. Я сравнивал образцы явного фальсификата: шрифт на упаковке кривой, с оттенками, буквы плохо стыкуется, на самом флаконе заметны швы. Но бывали такие подделки, что даже я не смог найти разницу пока мне не показали пальцем, что вот такая-то буква вверх ногами.
Так что лучшим советчиком будет ваш нос. Но так называемую обонятельную мышцу нужно тренировать: нюхать дешевые и дорогие запахи, сравнивать.
"Выбор аромата подобен выбору любовника"
— Как правильно выбрать аромат, чтобы он не разонравился через несколько дней?
— Мы живем в эпоху бесконечного выбора. Мне жаль людей, стоящих у бесконечных полок гипермаркетов. Чтобы не ошибиться, важно не спешить. Худший вариант для поиска парфюмерии, если вы не знаете, чего хотите, — это дьюти фри. Постоянный взгляд на часы не даст вам возможности сосредоточиться на запахе. Да и покупать аромат сразу, как только вы с ним познакомились, не совсем правильно. С ароматом лучше походить некоторое время, чтобы понять, на сколько он вам подходит.
Не стоит безоговорочно полагаться только на советы парфюмерного консультанта. Вы не всегда можете быть уверенными в его компетенции. К тому же нередки случаи, когда консультанты материально заинтересованы продать определенный флакон.
Я всегда советую читать об аромате заранее. Желательно заранее найти в медиа рецепт-пирамиду, чтобы определить круг запахов, которые вам нравятся. А уже их оценивать в магазине. С тестированием запаха все еще сложнее. Если пробуете на коже, то аромат может смешаться с кремом, который вы нанесли на руки. К тому же наша физиология постоянна меняется. Лучше сначала оценить аромат на бумажных блоттерах, а потом выйти с ними на улицу. Парфюмерный магазин — плохое место для выбора ароматов, ведь в его воздухе витает смесовый запах. Это все равно, что все равно, что оценить вкус моркови с полным ртом салата.
— А как же кофе, который всегда советуют нюхать между флаконами духов?
— Нюхая кофе, мы запихиваем себе в нос еще одну порцию аромамолекул. Парфюмеры никогда таким способом не пользуются. Если устало обоняние, лучше сделать несколько глотков воды или выйти на минуту на свежий воздух.
Образ каждого аромата имеет свой цвет. Профессионалы говорят о семи основных парфюмерных классов. Если вам нравится зеленый цвет в одежде, то ищите свой запах среди фужерных ароматов. Цветочный? Выбирайте желто-красные оттенки. Восточный аромат прячется в бордовых тонах. Определившись с парфюмерным классом, просите у консультанта, например, покажите мне цитрусовые ароматы для утра (или вечера). Очень важно знать, куда вы будете выходить с этим ароматом: на работу, на вечеринку. Тут действует принцип, как с подбором одежды, ведь в офис вы не наденете вечернее декольтированное платье.
Выбрав аромат на блоттере, нанесите его на кожу и уйдите из магазина. Как говорил один из парфюмеров, выбор аромата подобен выбору любовника: чтобы понять нравится ли он вам, нужно провести с ним ночь. Так что лучше потратьте на выбор несколько дней, и только потом покупайте, чтобы пользоваться флаконом со спокойной душой. Особенно если речь идет о дорогом аромате, ведь некоторые из них стоят, как среднестатистическая зарплата в стране.