10:00
30.04.2024
В 2024 году в Минске планируют открыть четыре новых торговых центра. В “Титане”, компании "Сигмаполюс", на проспекте Дзержинского проводят реконструкцию. Пока застройщики осваивают спальные районы, в столице тихо умирают ТРЦ начала двухтысячных, говорят эксперты. Оказалось, покупателям больше не подходит формат тесных стеклянных боксов, отсутствие досуга, услуг и фудкортов. Почему комплексы старого образца больше не актуальны, и как их преобразовать? Спросили у аналитика консалтинговой компании “Коллиерз Интернешнл Консалтинг”, Дмитрия Соловых.
Цветочный магазин в ТРЦ “Титан”
– Спрос на иностранные товары был огромным. Минчане стали выбирать: примерять обувь и одежду в теплом помещении либо стоять на улице, где вместо примерочной – картонка на асфальте, – комментирует Дмитрий Соловых.
Территорию комплексов “Паркинг”, “Европа”, “Импульс”, “Зеркало” и павильоны “Мир моды” в Ждановичах заняли магазины с товарами челноков. Они располагались в малых боксах. Места не хватало, и манекены с одеждой часто выставляли в проходе. Системы вентиляции внутри были малоэффективны, а общественных туалетов не хватало.
Торгово-развлекательный центр “Титан”
– Постепенно бизнес арендаторов-продавцов развивался. Потребовались большие площади, на рынок пришли импортные бренды с иными технологиями торговли. У клиентов выросли доходы и изменились предпочтения. Они захотели развлечений, услуг, возможности перекусить не выходя из помещения ТЦ, – продолжает эксперт.
Благодаря спросу возникли минские “Корона”, “Столица”, Expobel, Maximus, Globo и гипермаркеты “Гиппо”, ProStore, “Декорум”. Планировка внутри поменялась – покупатель перестал хаотично ходить по залу, для него создали специальный маршрут. Подумали и про логистику, связи между этажами: установили эскалаторы, работающие лифты, зоны разгрузки и обработки товаров. Ранее поставки часто велись через центральный вход.
– Гипермаркеты и ТРЦ 2010-х нам более привычны. 70-80% их территории уходит на коммерцию, в том числе и продовольственную. Под общепит, развлечения и услуги выделяют до трети.
Постепенно некоторые торговые объекты прошлых поколений модернизировали. Другие работают над этим уже сейчас, – говорит аналитик “Коллиерз”.
Следующее обновление комплекса длится уже три месяца. К концу 2024 года он увеличится на 7000 кв.м: обзаведется локацией с товарами для дома, новыми магазинами одежды и обуви, расширенным фудкортом. Объединить части торгового центра поможет арка, связывающая здание на третьем этаже.
Сравнение ТРЦ “Титан” в 2009 году и после, в 2024 году
Схема двух этапов обновления третьего этажа ТРЦ “Титан”
– На реконструкцию нас подтолкнул возросший лист ожидания из потенциальных арендаторов, а вакантных площадей не было. После второй очереди строительства прошло уже почти 10 лет. Эту красивую дату хочется встретить в новом формате.
Вот так выглядит обновление ТРЦ “Титан” сегодня
Самой большой трудностью для команды было – не закрываться на время модернизации. Решили проводить ее в два этапа: реконструировать левую часть здания, а затем заняться правой, – объясняет управляющая ТРЦ “Титан” Олеся Харламова.
Внешний вид обновленных касс самообслуживания супермаркета “Евроопт” в ТРЦ “Титан”
На первом этаже изменили супермаркет “Евроопт” – конфигурация торгового зала и кассовой зоны стала удобнее для покупателей. Внутри уже появился Burger King, а в будущем свободные площади займут представители фэшн-индустрии. Второй этаж отойдет под товары для дома.
– Третий этаж в ближайшее время пополнится магазином крупной сети детских товаров. Мы находимся на этапе финализации договора с компанией. Там же расширят фудкорт.
Другая часть этажа, где проходит первый этап обновления, отдана под пространство для праздников, мастер-классов, фотозону. Это особенно востребовано среди семей с детьми: их можно будет занять на время и продолжить свои покупки, – комментирует управляющая.
Обновление также коснется внешнего и внутреннего вида комплекса.
– Пока находимся на этапе обсуждения дизайна, но его основа – минимализм. Мы хотим избавиться от визуального шума, сделаем вывески логичными и одинакового размера. Нашим посетителям будет удобнее ориентироваться в пространстве. Появятся новые связи между этажами и уровнями. Добавим лифты и эскалаторы на месте лестниц.
Среда для гостей станет комфортнее. Мы серьезно относимся к температурному режиму. Обновим систему кондиционирования с учетом изменившейся конфигурации здания, – подытоживает Олеся Харламова.
– Раньше магазин мог поместиться на 20 "квадратах". Сейчас минимальные требования – 60-70 кв. м. В них должна быть примерочная, полноценная экспозиция, витрина, касса. Стеклянные боксы больше не могут дать посетителю тот уровень комфорта, к которому он привык.
Книжный магазин в ТРЦ “Титан”
Желание быстро купить вещь, пока не разобрали, поменялось на стремление совместить шопинг с отдыхом и развлечением. Это особенно важно на фоне конкуренции торговых центров с маркетплейсами.
– Устаревших торговых центров в Минске осталось более 20%. Это около 300 тыс. кв. м. В них самая высокая доля незаполненных площадей, низкий покупательский трафик, выбор товаров и брендов. Комплексы не соответствуют конкурентному окружению, потенциалу локации, актуальным подходам в строительстве, в том числе в организации парковок, вертикальных связей между этажами и их высотой. Они постепенно пустеют, и по таким ТЦ могут быть приняты самые кардинальные решения, – предостерегает Дмитрий Соловых.
По его словам, ТРЦ старого формата попали в замкнутый круг. Выбраться из него поможет новое позиционирование, реконструкция или обновление, как это уже делает “Титан”.
– Этот процесс в комплексах 2000-х уже начался. Различаются только его этапы, которые зависят от потребностей, финансовых возможностей и экспертности девелопера.
Некоторым собственникам достаточно, когда на первом этаже работает супермаркет и несколько магазинчиков в прикассовой зоне. Несмотря на то, что второй этаж пустует, малочисленные арендаторы все равно приносят доход. Особенно, если кредит за строительство выплачен.
Когда из аренды уйдет супермаркет, потому что поток покупателей направился в более современный торгово-развлекательный центр, – девелопер попытается изменить ситуацию, но время будет упущено, – резюмирует Дмитрий Соловых.
По его мнению, сейчас в тренде другое понимание удобного и востребованного потребителем формата ТРЦ.
– Торговые операторы (продовольственный и fashion-ритейл) могут занимать до половины площади, фудкорт – 15-20%, развлечения – 25-30%, а услуги до 5%. И это общемировая тенденция, мы в данном случае не первопроходцы.
Однако, как считает эксперт, для комплексов начала “нулевых” не все потеряно. Арендодателям уже сегодня стоит задуматься над обновлением и обратиться к специалистам в сфере консалтинга за консультацией.
Автор: Полина Грицкевич, фото: Елена Таборко
*Партнерский материал
Цветочный магазин в ТРЦ “Титан”
Дефицит развлечений и неудобная планировка
Первые крупноформатные торговые центры возвели в Минске в начале 2000-х годов. У потребителей появилась комфортная альтернатива открытым площадкам Комаровского рынка и стадиона "Динамо".– Спрос на иностранные товары был огромным. Минчане стали выбирать: примерять обувь и одежду в теплом помещении либо стоять на улице, где вместо примерочной – картонка на асфальте, – комментирует Дмитрий Соловых.
Территорию комплексов “Паркинг”, “Европа”, “Импульс”, “Зеркало” и павильоны “Мир моды” в Ждановичах заняли магазины с товарами челноков. Они располагались в малых боксах. Места не хватало, и манекены с одеждой часто выставляли в проходе. Системы вентиляции внутри были малоэффективны, а общественных туалетов не хватало.
Торгово-развлекательный центр “Титан”
– Постепенно бизнес арендаторов-продавцов развивался. Потребовались большие площади, на рынок пришли импортные бренды с иными технологиями торговли. У клиентов выросли доходы и изменились предпочтения. Они захотели развлечений, услуг, возможности перекусить не выходя из помещения ТЦ, – продолжает эксперт.
Благодаря спросу возникли минские “Корона”, “Столица”, Expobel, Maximus, Globo и гипермаркеты “Гиппо”, ProStore, “Декорум”. Планировка внутри поменялась – покупатель перестал хаотично ходить по залу, для него создали специальный маршрут. Подумали и про логистику, связи между этажами: установили эскалаторы, работающие лифты, зоны разгрузки и обработки товаров. Ранее поставки часто велись через центральный вход.
– Гипермаркеты и ТРЦ 2010-х нам более привычны. 70-80% их территории уходит на коммерцию, в том числе и продовольственную. Под общепит, развлечения и услуги выделяют до трети.
Постепенно некоторые торговые объекты прошлых поколений модернизировали. Другие работают над этим уже сейчас, – говорит аналитик “Коллиерз”.
Фотозона и сетевой ресторан: как поменяется ТРЦ “Титан”?
Торгово-развлекательный центр “Титан” построили в 2009 году. Его территория соответствовала времени – была поделена на мини-магазины по 20-30 “квадратов”. За 15 лет ТРЦ прошел несколько этапов: в 2014 году расширяли площади, позже отдавали их часть под офисы.Следующее обновление комплекса длится уже три месяца. К концу 2024 года он увеличится на 7000 кв.м: обзаведется локацией с товарами для дома, новыми магазинами одежды и обуви, расширенным фудкортом. Объединить части торгового центра поможет арка, связывающая здание на третьем этаже.
Сравнение ТРЦ “Титан” в 2009 году и после, в 2024 году
Схема двух этапов обновления третьего этажа ТРЦ “Титан”
– На реконструкцию нас подтолкнул возросший лист ожидания из потенциальных арендаторов, а вакантных площадей не было. После второй очереди строительства прошло уже почти 10 лет. Эту красивую дату хочется встретить в новом формате.
Вот так выглядит обновление ТРЦ “Титан” сегодня
Самой большой трудностью для команды было – не закрываться на время модернизации. Решили проводить ее в два этапа: реконструировать левую часть здания, а затем заняться правой, – объясняет управляющая ТРЦ “Титан” Олеся Харламова.
Внешний вид обновленных касс самообслуживания супермаркета “Евроопт” в ТРЦ “Титан”
На первом этаже изменили супермаркет “Евроопт” – конфигурация торгового зала и кассовой зоны стала удобнее для покупателей. Внутри уже появился Burger King, а в будущем свободные площади займут представители фэшн-индустрии. Второй этаж отойдет под товары для дома.
– Третий этаж в ближайшее время пополнится магазином крупной сети детских товаров. Мы находимся на этапе финализации договора с компанией. Там же расширят фудкорт.
Другая часть этажа, где проходит первый этап обновления, отдана под пространство для праздников, мастер-классов, фотозону. Это особенно востребовано среди семей с детьми: их можно будет занять на время и продолжить свои покупки, – комментирует управляющая.
Обновление также коснется внешнего и внутреннего вида комплекса.
– Пока находимся на этапе обсуждения дизайна, но его основа – минимализм. Мы хотим избавиться от визуального шума, сделаем вывески логичными и одинакового размера. Нашим посетителям будет удобнее ориентироваться в пространстве. Появятся новые связи между этажами и уровнями. Добавим лифты и эскалаторы на месте лестниц.
Среда для гостей станет комфортнее. Мы серьезно относимся к температурному режиму. Обновим систему кондиционирования с учетом изменившейся конфигурации здания, – подытоживает Олеся Харламова.
Для устаревших комплексов не все потеряно?
Каждый товар, услуги и бизнес имеют свой жизненный цикл. Торговые центры прошлых поколений перестали удовлетворять требованиям современных минчан, считает управляющая.– Раньше магазин мог поместиться на 20 "квадратах". Сейчас минимальные требования – 60-70 кв. м. В них должна быть примерочная, полноценная экспозиция, витрина, касса. Стеклянные боксы больше не могут дать посетителю тот уровень комфорта, к которому он привык.
Книжный магазин в ТРЦ “Титан”
Желание быстро купить вещь, пока не разобрали, поменялось на стремление совместить шопинг с отдыхом и развлечением. Это особенно важно на фоне конкуренции торговых центров с маркетплейсами.
– Устаревших торговых центров в Минске осталось более 20%. Это около 300 тыс. кв. м. В них самая высокая доля незаполненных площадей, низкий покупательский трафик, выбор товаров и брендов. Комплексы не соответствуют конкурентному окружению, потенциалу локации, актуальным подходам в строительстве, в том числе в организации парковок, вертикальных связей между этажами и их высотой. Они постепенно пустеют, и по таким ТЦ могут быть приняты самые кардинальные решения, – предостерегает Дмитрий Соловых.
По его словам, ТРЦ старого формата попали в замкнутый круг. Выбраться из него поможет новое позиционирование, реконструкция или обновление, как это уже делает “Титан”.
– Этот процесс в комплексах 2000-х уже начался. Различаются только его этапы, которые зависят от потребностей, финансовых возможностей и экспертности девелопера.
Некоторым собственникам достаточно, когда на первом этаже работает супермаркет и несколько магазинчиков в прикассовой зоне. Несмотря на то, что второй этаж пустует, малочисленные арендаторы все равно приносят доход. Особенно, если кредит за строительство выплачен.
Когда из аренды уйдет супермаркет, потому что поток покупателей направился в более современный торгово-развлекательный центр, – девелопер попытается изменить ситуацию, но время будет упущено, – резюмирует Дмитрий Соловых.
По его мнению, сейчас в тренде другое понимание удобного и востребованного потребителем формата ТРЦ.
– Торговые операторы (продовольственный и fashion-ритейл) могут занимать до половины площади, фудкорт – 15-20%, развлечения – 25-30%, а услуги до 5%. И это общемировая тенденция, мы в данном случае не первопроходцы.
Однако, как считает эксперт, для комплексов начала “нулевых” не все потеряно. Арендодателям уже сегодня стоит задуматься над обновлением и обратиться к специалистам в сфере консалтинга за консультацией.
Автор: Полина Грицкевич, фото: Елена Таборко
*Партнерский материал