Что сейчас происходит на рынках Беларуси и России в сегменте детского питания? Актуальна ли проблема с поставками “тетрапаков”? Ожидать ли белорусам дефицита и каковы перспективы нашего производителя? На эти и другие вопросы Смартпресс ответил заместитель директора ООО "Беллакт-Столица" по коммерческим вопросам Андрей Цвирко.

Андрей Цвирко.png

О ситуации на рынке

Геополитическая ситуация затронула абсолютно все сферы, и негативно отразилась, в том числе, на экономике компании. Прежние логистические цепочки уже разрушены, а европейские производители массово отказываются от сотрудничества. Наверняка, это может способствовать открытию новых производственных мощностей на территории Беларуси и РФ. Никто не говорит, что станет хуже. Возможно, ситуация просто изменится в другую сторону.

Белорусский рынок детского питания подхватывает тенденции рынка российского, наблюдается положительная динамика по продажам.

Дети.jpg

Также новые возможности для развития дают тенденции, связанные со здоровым питанием, мир захватывают эко-тренды. Покупатель ориентируется на 100%-натуральный продукт, хочет изучить состав до покупки, прочитав его на упаковке. Открываются такие новые направления на рынке, как детское печенье, детские чаи, вода.

О возможном дефиците 

Дефицита детского питания не было и не будет. Сегодня белорусские производители детского питания обладают наивысшим качеством продукции и соответствуют всем нормам. Так что никаких беспокойств тут быть не должно.

Об импорте на полках белорусских магазинов

Я сомневаюсь в глобальных изменениях на полках. Компании, которые занимали лидирующие позиции, сохранят их. Потенциально могут уйти игроки, чья доля была менее процента в категории, но это никак не отразится на текущей ситуации.

Полки магазина.jpeg

О ценах 

Цены государство и так искусственно сдерживает, ограничивая изменение стоимости со стороны производителей и торговую надбавку в ритейле . Но нужно понимать, что ни один бизнес не сможет полноценно функционировать себе в минус. Пока дистрибьюторы могут влиять на ценообразование, ситуация не должна выйти из-под контроля. 

Об экспорте детского питания в Россию

Деятельность компании "Беллакт-Столица" заточена, прежде всего, на внутренний рынок, мы видим тут большой потенциал. Но и такие внешние рынки как Россия сегодня приобретают чуть большую актуальность. Ранее вход на российский рынок был крайне сложным в плане конечной представленности на полках в ритейле. Но ситуация может развернуться на 180 градусов.

Детское питание 2.jpg

Уже сейчас мы наблюдаем всплеск спроса со стороны Российской Федерации на наше детское питание. Дальневосточные регионы России уже интересуются нашей продукцией. Понимаем, что спрос будет. Вопрос, сможем ли мы под него подстроиться и покрыть те объемы, которые будут востребованы в РФ. В перспективе, думаю, да. Тем более, в Беларуси достаточно производственных площадок.

О проблемах с поставками "тетрапаков" в Беларусь

Действительно, нюансы были… Но сейчас найдено решение, чтобы представить всю линейку продукции покупателю. Да, "Tetra Pak" поставил свои особые условия. Но есть компании, которые производят схожую упаковку с теми же характеристиками. Так что проблемы, возникшие 2-3 месяца назад, будут решены.

О приходе на белорусский рынок новых зарубежных производителей детского питания 

Скорее всего, этого не будет. Внутренние производители закрывают около 70% белорусского рынка детского питания, и доля может увеличиться до 80% в ближайшие годы. Локальные компании на 80-85% закрывают сегмент продукции на фруктовой и овощной основе. У нас рынок растет. По прогнозам в 2022 году он должен вырасти на 4%. А емкость рынка детского питания позволяет нам говорить о возможности ежегодного роста  производства на 3-3,5% вплоть до 2030 года.

Детское питание.jpg

Только компания "Беллакт" как производитель сухих смесей и каш занимает долю около 80% среди белорусских производителей, пюре – около 25%.

Об обратной связи с потребителями

Недавно мы принимали участие в выставке "Белагро", где представляли нашим потенциальным партнерам и потребителям свой ассортимент и новинки. Также проводили дегустацию по новой линейке натуральных соков в стекле Juicy Element.

Лучшей обратной связью, конечно же, является покупка наших товаров в магазинах.

Беллакт.jpg

Также обратная связь постоянно происходит посредством соцсетей, где наш потребитель может выдвигать свои пожелания и жалобы, если таковые имеются, высказывать мнение о продукте.

О новых направлениях 

Мы сейчас выводим на белорусский рынок новую торговую марку "Фазенда". Под ней будет представлен консервированный горошек и другие подобные товары, а также соусы и кетчупы. Для нас это очень интересный рынок. В этом направлении можно и нужно развиваться.

***

Видеоверсию беседы можно посмотреть на нашем YouTube-канале.