14:11
18.03.2023
В офисе Смартпресс стало на целых пять окон больше. В рамках арт-проекта smART галереи наш офис в течение месяца будут украшать роскошные графические работы молодой белорусской художницы Марии Кошелевой-Лихота.
Пока мы размещали работы с куратором проекта искусствоведом Дарьей Пушко и руководителем клуба «Факультатив» Татьяной Пушко, а также вымеряли горизонтали и вертикали, Мария рассказала о том, как начала рисовать:
"Я выросла в семье художников: дедушка, родители — художники. Но в детстве меня отдали в художественную гимнастику, и я очень серьезно этим занималась. Однако примерно в 10 лет я сказала, что все бросаю и буду художником".
Посмотреть фрагмент интервью Марии и перипетии размещения картин можно в нашем аккаунте Инстаграм. Подписаться.
Мария училась на отделении живописи в художественном колледже, потом поступила на графику в Академию изобразительного искусства в Гданьске (Польша), там же закончила магистратуру. С 2018 года практически ежегодно становится лауреатом различных премий и конкурсов. Ее работы размещены в Национальном художественном музее Беларуси, в частных коллекциях в Беларуси и в Польше, а также в музее во Вроцлаве (Польша).
«Муры маюць голас» — так называется цикл из четырех графических работ, написанный в 2016 году:
… Это история личная. Серия посвящена заброшенным усадьбам Ляховичского района. Мой папа родился в Ляховичском районе, бабушка работала в школе, которая находилась на территории усадьбы. Мы там постоянно бывали и видели, как усадьба постепенно разрушается. Теперь ее нет. И для всей нашей семьи ее разрешение оставило тяжелый след. Поэтому я решила сделать цикл работ, посвященный усадьбам, которые еще сохранились поблизости.
Фрагмент работы "Савейки"
Фрагмент работы "Грушевка"
Фрагмент работы "Флерьяново"
Фрагмент работы "Репихово"
А уже через несколько лет, в 2021, появился цикл «Окна». Серия называется «Свидетели времени»:
… Первое «окно» называется «Печатная, 21». Это реальное окно на улице Сурганова, 21, недалеко от Дома друку (печати). Раньше улица Сурганова называлась Печатной. Я случайно увидела это окно и меня поразило, что оно было закрашено. Я сфотографировала его, а потом наблюдала, что окна все больше закрашивались. Для меня это символично, и ведь улица раньше называлась Печатная…
"Печатная, 21" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
"Уздвіжанне. Дуброва". Это окно старого костела в деревне Дуброва. Он пережил даже войну. Но потом, в советские времена, так рассказывают местные жители, приехали студенты сажать картошку и случайно сожгли его. Теперь там почти руины.
"Уздвіжанне. Дуброва" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Это "Бабулино окно". Это окно, которое посвящено всему родному, собирательной образ. Наличники от одного окна, отражение от другого. Кстати, в окне отражается моя мама. Это — "наше окно".
"Бабушкино окно" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Окно «За шторкой». Это окно из Ивацевичей, я там была на арт-резиденции, «привезла» его оттуда. Мне понравилось, что отражение в окне выглядит как шторка. Это какой- то симбиоз города и деревни. И окно Красного костела в Минске.
"За шторкой" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
"Красный костел» из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Мария преподает в художественной школе, хотя сейчас в декрете. Сыну год и 5 месяцев, и он уже пытается с мамой вырезать линогравюру: "Не получается его никак оградить от искусства (смеется). Я его сажаю на колени, даю ему резец, и он с важным видом что-то ковыряет".
А мы обещаем с важным видом под этими окнами не только работать, но и смотреть на мир глазами художника.
PS: чувствуешь себя немножко Буратино — хочется заглянуть в это окно, как ему — в театр, нарисованный на старом холсте…
PPS: Еще раз напоминаем, что пространство smART галереи является непубличным и реализует карт проект формата «Аrt at work».
Автор: Юлия Кочубей
Пока мы размещали работы с куратором проекта искусствоведом Дарьей Пушко и руководителем клуба «Факультатив» Татьяной Пушко, а также вымеряли горизонтали и вертикали, Мария рассказала о том, как начала рисовать:
"Я выросла в семье художников: дедушка, родители — художники. Но в детстве меня отдали в художественную гимнастику, и я очень серьезно этим занималась. Однако примерно в 10 лет я сказала, что все бросаю и буду художником".
Посмотреть фрагмент интервью Марии и перипетии размещения картин можно в нашем аккаунте Инстаграм. Подписаться.
Мария училась на отделении живописи в художественном колледже, потом поступила на графику в Академию изобразительного искусства в Гданьске (Польша), там же закончила магистратуру. С 2018 года практически ежегодно становится лауреатом различных премий и конкурсов. Ее работы размещены в Национальном художественном музее Беларуси, в частных коллекциях в Беларуси и в Польше, а также в музее во Вроцлаве (Польша).
«Муры маюць голас» — так называется цикл из четырех графических работ, написанный в 2016 году:
… Это история личная. Серия посвящена заброшенным усадьбам Ляховичского района. Мой папа родился в Ляховичском районе, бабушка работала в школе, которая находилась на территории усадьбы. Мы там постоянно бывали и видели, как усадьба постепенно разрушается. Теперь ее нет. И для всей нашей семьи ее разрешение оставило тяжелый след. Поэтому я решила сделать цикл работ, посвященный усадьбам, которые еще сохранились поблизости.
Фрагмент работы "Савейки"
Фрагмент работы "Грушевка"
Фрагмент работы "Флерьяново"
Фрагмент работы "Репихово"
А уже через несколько лет, в 2021, появился цикл «Окна». Серия называется «Свидетели времени»:
… Первое «окно» называется «Печатная, 21». Это реальное окно на улице Сурганова, 21, недалеко от Дома друку (печати). Раньше улица Сурганова называлась Печатной. Я случайно увидела это окно и меня поразило, что оно было закрашено. Я сфотографировала его, а потом наблюдала, что окна все больше закрашивались. Для меня это символично, и ведь улица раньше называлась Печатная…
"Печатная, 21" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
"Уздвіжанне. Дуброва". Это окно старого костела в деревне Дуброва. Он пережил даже войну. Но потом, в советские времена, так рассказывают местные жители, приехали студенты сажать картошку и случайно сожгли его. Теперь там почти руины.
"Уздвіжанне. Дуброва" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Это "Бабулино окно". Это окно, которое посвящено всему родному, собирательной образ. Наличники от одного окна, отражение от другого. Кстати, в окне отражается моя мама. Это — "наше окно".
"Бабушкино окно" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Окно «За шторкой». Это окно из Ивацевичей, я там была на арт-резиденции, «привезла» его оттуда. Мне понравилось, что отражение в окне выглядит как шторка. Это какой- то симбиоз города и деревни. И окно Красного костела в Минске.
"За шторкой" из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
"Красный костел» из серии "Сведкi часу", 2021. Линарит
Мария преподает в художественной школе, хотя сейчас в декрете. Сыну год и 5 месяцев, и он уже пытается с мамой вырезать линогравюру: "Не получается его никак оградить от искусства (смеется). Я его сажаю на колени, даю ему резец, и он с важным видом что-то ковыряет".
А мы обещаем с важным видом под этими окнами не только работать, но и смотреть на мир глазами художника.
PS: чувствуешь себя немножко Буратино — хочется заглянуть в это окно, как ему — в театр, нарисованный на старом холсте…
PPS: Еще раз напоминаем, что пространство smART галереи является непубличным и реализует карт проект формата «Аrt at work».
Автор: Юлия Кочубей
Получать все новости оперативно в Telegram.
Подписаться