Петушара и fng не смогут выступить на Олимпиаде – даже если киберспорт включат в программу ОИ. Ведь официально такого вида спорта в нашей стране не существует. В отличие от России или Украины, в Беларуси геймеры не считаются спортсменами. Тем не менее, в стране проводятся многочисленные турниры, а белорусы выступают за сильнейшие команды мира. Смартпресс разобрался, как устроен киберспорт.

киберспорт1.jpg

Беларусь. Начало

Первые киберспортсмены в Беларуси появились еще в начале 2000-х. В многочисленных компьютерных клубах проводились турниры (самыми популярными играми были Quake III Arena, StarCraft и Counter Strike 1.6, позже - Counter Strike: Source). Едва ли этот период можно назвать становлением белорусского киберспорта. Скорее это было создание предпосылок для его зарождения. Но в то время в Беларуси уже появились всемирно известные спортсмены, которых сегодня считают легендами.

Спустя десятилетие была выпущены Dota 2  и Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO), которые и сегодня являются самыми популярными среди геймеров постсоветского пространства в целом и Беларуси в частности. Кстати, именно с Dota 2 связан единственный успех белорусских игроков на национальном уровне: на World Cyber Games-2012 белорусская команда Devilmice завоевала бронзу.

Победа белорусской DevilMice в матче за 3-е место на WCG-2012. Среди победителей – 17-летний Артем fng Баршак. Сегодня он – главная киберспортивная звезда Беларуси

Второе дыхание белорусский киберспорт обрел около 5 лет назад. К этому времени соседи ушли далеко вперед: и в России, и в Украине было немало серьезных команд, которые входили в число мировых лидеров. Украинская Na`Vi уже выигрывали чемпионаты мира по CS:GO и Dota 2. В России были свои звезды, которые также нередко побеждали на представительных турнирах. А самое главное – были деньги. Например, в самую известную российскую киберспортивную организацию Virtus.Pro в 2015 году миллиардер Алишер Усманов инвестировал $100 млн. В Беларуси появлялись хорошие геймеры, но, как правило, выступали они за иностранные команды – в первую очередь, российские и украинские, ведь там деньги и возможность реализовать амбиции.

В чем разница между киберспортом и компьютерным спортом? В федерации!

Сегодня в Беларуси работают сразу три (!) киберспортивных объединения. Первой была зарегистрирована Белорусская федерация киберспорта (еще в 2017 году). Практически сразу же БФК стала членом Международной Федерации Киберспорта, в 2020 году - Всемирной Федерации Киберспорта (Global Esports Federation) и Европейской Киберспортивной Федерации.

киберспорт2.jpg

В 2019 году в белорусском киберспорте появился большой игрок – компания А1 решила серьезно вложиться в перспективное направление через бренд VOKA. В результате была создана организация VOKA Gaming, а в феврале 2020 года по инициативе А1 появилась еще одна федерация – Белорусская федерация компьютерного спорта (БФКС).

Буквально через несколько месяцев было объявлено о создании Белорусской ассоциации компьютерного спорта (БАКС). Это тоже детище А1 – изначально в состав БАКС вошли VOKA Gaming, свежесозданная Белорусская федерация киберспорта и непосредственно А1. Сейчас ассоциация объединяет 11 членов. Главной целью ассоциации является официальное признание киберспорта в Беларуси. 

Под эгидой каждой из федераций организована своя киберспортивная лига. У Белорусской федерации киберспорта это Belarusian Esports League, у Белорусской федерации компьютерного спорта – Voka League. Это онлайновые лиги, в которых может играть практически любой желающий. Как правило, играют в наиболее популярные игры – Dota 2, CS:GO и FIFA, в 2021 году к ним добавилась новая игра Valorant. Геймеры могут свободно участвовать в турнирах обеих федераций.

"Большинство внутрибелорусских турниров – любительские или, в лучшем случае, полупрофессиональные. Более того, организаторы сознательно занижают требования к геймерам для привлечения большего количества команд и популяризации спорта. А вот про-игроки наоборот, не приветствуются. Как правило, чтобы обеспечить равные условия для участников, создается специальный "бан-лист" - список известных геймеров, которым нельзя участвовать в турнире", - рассказывает директор по коммуникациям БФК Егор Малыженков.

Также под эгидой Белорусской федерации киберспорта запущен проект "МЭТА. Open" – серия профессиональных онлайн-турниров, в которых могут участвовать и иностранные команды.

В последний год произошел взрывной рост количества белорусских турниров для мобильных игр. Белорусская федерация киберспорта запустила проект Belarusian Esports League Mobile и, как продолжение, международный МЭТА Mobile. А Voka Gaming в партнерстве с Белорусской федерацией компьютерного спорта анонсировала Grazy Mobile – серию из 18 турниров по 6 мобильным играм с общим призовым фондом в 3870 рублей.

Как правило, "мобильные" турниры проводятся по WoT: Blitz, League of Legends: Wild Rift, Brawl Stars, Clash Royale, Free Fire, PUBG Mobile.

киберспорт3.jpg

Призовые фонды также невелики – 1-3 тыс. рублей. По сложившейся в киберспорте традиции, победитель турнира получает 50-60% всего призового фонда, остальное делится между командами, занявшими 2-4 места. Чуть повыше призовые в международной серии МЭТА – до $3000.

Практически все турниры проводится онлайн – так удобнее, да и пандемия повлияла на индустрию. Тем не менее, некоторые наиболее интересные соревнования организовываются в смешанном формате: отборочные – онлайн, плей-офф – LAN-турнир. LAN (Local area Network) –соревнования, когда геймеры собираются на одной арене, приглашаются зрители и игры транслируются с комментарием на экране. В 2021 году в Беларуси появилась первая профессиональная киберспортивная META-арена, оборудованная всем необходимым, включая комментаторские позиции. LAN-турниры – это настоящий праздник для геймеров и зрителей. Эмоции зашкаливают!

Nemiga Gaming – киберспортивный бренд Беларуси

Абсолютное большинство команд в киберспорте (как и в любом другом) – любители. Но у геймеров, постоянно нарабатывающих опыт и оттачивающих мастерство (как правило 8-10 часов в игре ежедневно) есть шанс засветиться в рейтингах и привлечь внимание киберспортивных организаций.

Киберспортивная организация похожа на стандартный спортивный клуб. Есть руководитель, менеджер или менеджеры команд, которые следят за турнирами и занимаются, например, регистрацией команд, тренеры команд, специалисты по SMM. Наиболее продвинутые могут похвастаться штатными психологами и физиотерапевтами для игроков.

Чаще всего киберспортивные организации являются мультигейминговыми и имеют команды по нескольким играм. Как и в других видах спорта, игроки заключают контракты, распространены аренды и трансферы. Национальность геймеров обычно не учитывается. Например, в команде по CS:GO российской организации Virtus.Pro играют два казаха, литовец, узбек и россиянин.

Первой белорусской профессиональной организацией была PowerRangers, основанная в 2013 году. Она специализировалась на игре Dota 2 и просуществовала 3 года. За это время в ней успело поиграть около 20 человек – как белорусы, так и россияне, украинцы, молдаване и даже немец. Команда выиграла несколько представительных турниров, заработав в общей сложности $48 тыс. призовых. Но в 2016 году PowerRangers  распалась.

киберспорт4.jpg

В июне 2017-го в Беларуси была создана киберспортивная организация Nemiga Gaming. И, на сегодняшний день она является самой известной профессиональной организацией в Беларуси. В список мировых топов, как Na`Vi или Virtus.Pro не входит, пока находится во втором эшелоне, но постоянно получает приглашения на представительные турниры.

В организации созданы команды по четырем играм – Dota 2, CS:GO, FIFA и Hearthstone. Наиболее успешна команда по CS:GO – в мировом рейтинге hltv.org она занимает 41-е место, а на пике поднималась на 21-ю позицию. Кстати, состав команды – интернациональный: три белоруса, россиянин и эстонец.

Сколько получает PRO-геймер?

Игроки в профессиональных командах получают зарплату. Ее размер зависит как от организации, так и от мастерства игрока. В Беларуси зарплату прогеймера сравнивают с заработком IT-специалиста начального уровня - $1-2 тыс. Хотя, конечно, звезды получают больше. Кроме того, как правило, все заработанные призовые команда делит между собой. Что-то может достаться и менеджеру – если есть соответствующие договоренности.

киберспорт5.jpg

Вопрос зарплат в белорусских киберспортивных организациях является одним из самых болезненных – собственных доходов для содержания геймеров и персонала практически нет. С рекламными контрактами также проблема: бизнес не знает, как работать с киберспортом, а организации не знают, что предложить потенциальным рекламодателям. Единственным выходом является спонсорство и поиск инвесторов.

Так, условием выживания для Nemiga Gaming стало сотрудничество с белорусским разработчиком игр Vizor Games, который поддержал организацию финансово. Сейчас "Немиге" проще – это самая медийная команда в Беларуси с большими охватами в соцсетях, хорошими просмотрами стримов. Это дополнительные аргументы при переговорах с потенциальными инвесторами и рекламодателями.

У других киберспортивных организаций все сложнее. В 2019 году у белорусской Pavaga Gaming возник конфликт с игроками, которые потребовали повышения зарплаты после успешного турнира. Инвесторы согласились, но результаты команда стала показывать все хуже. В результате игроки ушли, а организация потеряла перспективного спонсора, который был готов подписать контракт. Новую команду набирать не стали. Сейчас Pavaga сконцентрировалась на развитии киберспортивного комьюнити и Pavaga Academy – центра по обучению игроков.

Легенды белорусского киберспорта

"Если говорить о наиболее популярных дисциплинах, Dota 2 и CS:GO – а это примерно 70% белорусского киберспорта - то на профессиональной основе играют 50-60 белорусских геймеров. Но, как правило, за иностранные команды. Тех, которые выступают за белорусские организации, можно пересчитать по пальцам", - рассказывает медиадиректор Белорусской федерации киберспорта Егор Малыженков.

киберспорт6.jpg

Артем Баршак, 26-летний "дотер", известный под ником fng – самый известный на сегодня игрок в Беларуси. Он был в составе той самой команды DevilMice, взявшей "бронзу" на WCG-2012. А затем fng выступал за самые топовые команды постсоветского пространства: украинскую Na`Vi, российские Virtus.Pro, Team Spirit, Gambit Esports. Сейчас геймер выступает за шведский Alliance и в составе этой команды сыграл на The international 10. На главном турнире года по Dota 2 Артем играл уже второй раз: вместе с Virtus.Pro в 2015 году он занял 5-е место на The International 2015. Считается одним из лучших капитанов команд на постсоветском пространстве и самым успешным белорусским игроком в финансовом плане – за карьеру он заработал около $600 тыс.

киберспорт7.jpg

Владислав Petushara Козловский – еще одна белорусская звезда Dota 2. Живет в Борисове, ради киберспорта бросил университет после двух курсов – и сейчас считает годы в БГУ "потерянным временем". Профессиональную карьеру начинал в белорусской Pavaga Gaming, потом играл в российской Team Empire, сейчас выступает за украинскую Team Unique. И гордится своим ником. "Иметь такой ник в киберспорте — это круто. Любое достижение, если его добивается Петушара, поднимает много хайпа", - рассказал он в одном из интервью.

киберспорт8.jpg

Алексей Янушевский, больше известный, как Cypher –легенда из нулевых, которого называли киберспортивным вундеркиндом. В 2006 году, когда Cypher отпраздновал шестнадцатилетие, он выиграл национальный отбор на Electronic Sports World Cup по Quake IV, а на главном турнире, проходившем в Париже, занял второе место (чемпионом этого турнира он стал в 2008 году). Алексей выступал за сильнейшие команды Беларуси, России и Украины, одержал около двух десятков побед на различных турнирах. Только кубок ASUS Open он выигрывал 10 раз! У Cypher есть свой официальный фан-клуб в ВК – а это уже показатель звездности.

Миллионы зрителей и десятки миллионов призовых

Эксперты называют киберспорт самым перспективным видом и пророчат ему статус спорта №1 уже в ближайшем будущем. Уже сегодня крупнейшие турниры по различным дисциплинам проводятся на стадионах и собирают десятки тысяч зрителей на трибунах (по крайней мере, в доковидную эпоху) и миллионы – в онлайне. Например, только за финальным матчем чемпионата мира по Dota 2 – The International 10 – следило 2,1 миллиона человек! А ведь ежегодно в мире проводятся десятки крупных турниров и по другим играм.

Трейлер к открытию The International-2019. Таких эмоций не встретишь даже на футбольном стадионе

Что же касается призовых фондов, то киберспорт за последнее десятилетие совершил огромный рывок и обошел по этому показателю абсолютное большинство видов спорта. Например, призовой фонд первого чемпионата мира по Dota 2 (The International-2011) составлял $1,6 млн, из которых $1 млн достался чемпиону, украинской команде Natus Vincere ("Рожденные побеждать", Na`Vi). А на юбилейном The International 10 в 2021 году разыгрывалось уже $40 млн, сенсационно победившая российская команда Team Spirit получила более $18 млн. Для сравнения – призовой фонд чемпионатов мира по хоккею традиционно составляет около 5 млн евро (победитель получает 750 тыс.).

Мировой киберспорт все еще находится на стадии стремительного развития и пусть в нем уже крутятся серьезные деньги (мировая индустрия уже превысила $1 млрд), но войти в число лидеров в нем все еще значительно дешевле, чем, например, создать свою футбольную "Барселону" или "Баварию". И, кажется, значительно перспективнее.

Фото: vk.com/nemigagg, vk.com/cybersportby, cybersport.metaratings.ru, cybersport.ru