Добавить Smartpress в источники Google Smartpress будет чаще появляться у вас в Google.

Владелец однокомнатной квартиры в Минске, которую сдает в аренду, будет платить на 36 рублей в год больше. Хозяин собаки – на 4 рубля, а самозанятый – минимум на 36 рублей больше за год. В Беларуси подготовили проект изменений в Налоговый кодекс на 2027 год. Повысить предлагают транспортный налог, платежи за недвижимость и землю, единый налог для ИП. Но некоторые поправки позволят платить меньше. Smartpress изучил документ и сравнил предложенные ставки с действующими в 2026 году.

Транспортный налог: до 287 рублей за легковой автомобиль

Владельцам автомобилей предлагают проиндексировать транспортный налог. Его размер по-прежнему будет зависеть от разрешенной максимальной массы машины.

Машины

Согласно проекту, годовые ставки для физических лиц составят:

  • до 1,5 тонны – 80 рублей;

  • свыше 1,5 до 1,75 тонны – 105 рублей;

  • свыше 1,75 до 2 тонн – 132 рубля;

  • свыше 2 до 2,25 тонны – 157 рублей;

  • свыше 2,25 до 2,5 тонны – 188 рублей;

  • свыше 2,5 до 3 тонн – 208 рублей;

  • свыше 3 тонн – 287 рублей.

За мотоцикл предлагают установить налог 52 рубля в год. Столько же – за прицеп массой до 750 килограммов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей ставки другие. Например, за легковой автомобиль массой до тонны – 208 рублей, от одной до двух тонн – 269 рублей.

Налог на собак: вместо 56 рублей в год – 60

Общую ставку налога за владение собакой предлагают повысить с 14 до 15 рублей за квартал.

За год получится 60 рублей вместо нынешних 56. Повышение – 4 рубля, или 7,1%.

Для пород, требующих особой ответственности владельца, ставка вырастет с 67 до 71 рубля за квартал. В год это 284 рубля вместо 268.

25-Собака отдыхает на кровати.jpg

Однако повышенная ставка в 2026 году фактически не применяется из-за отсутствия утвержденного перечня соответствующих пород.

Налог начисляют за собак старше трех месяцев. Местные власти могут уменьшать ставки. Например, сейчас в Минске за собаку платят 11,10 рубля за квартал. Для отдельных категорий граждан действуют льготы.

Сдаете квартиру? Налог тоже хотят поднять

Изменения коснутся граждан, сдающих другим физическим лицам квартиры, дачи, гаражи и машино-места.

В Минске фиксированный подоходный налог за каждую сдаваемую жилую комнату предлагают увеличить с 53 до 56 рублей в месяц.

Для однокомнатной квартиры это 672 рубля за 12 месяцев вместо 636. За две комнаты придется платить 112 рублей в месяц вместо 106.

В других населенных пунктах ставки тоже вырастут.

Где находится жилье 2026 год, руб./мес. Проект на 2027 год
Минск 53 56
Областные центры, Минский район 49 52
Барановичи, Борисов, Молодечно, Пинск и другие города из перечня 33 35
Остальные населенные пункты 20 21

В Минске налог за сдачу гаража хотят повысить с 22 до 23 рублей, а машино-места – с 17 до 18 рублей в месяц.

В небольших населенных пунктах ставки для гаражей и машино-мест предлагают сохранить на уровне 8 и 7 рублей.

Самозанятые: минимальный налог вырастет до 48 рублей

С 1 июля 2026 года в Беларуси действует минимальный налог на профессиональный доход (НПД) – 45 рублей в месяц.

подписывают договор на работе

Его обязаны платить зарегистрированные плательщики, даже если за месяц не получили доход.

В 2027 году минимальную сумму предлагают увеличить до 48 рублей.

Для обычного плательщика НПД, который ежемесячно платит минимум, это 576 рублей за год вместо 540 – разница составляет 36 рублей.

Для пенсионеров сейчас предусмотрен минимальный платеж в размере 18 рублей с учетом льготы по страховым взносам.

ИП: за такси – 425 рублей, за строительство – 850

В проекте предлагают повысить и ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей.

Например, в Минске изменения будут следующими:

Вид деятельности Сейчас, руб./мес. Проект на 2027 год
Такси 400 425
Строительство 800 850
Краткосрочная сдача квартиры 750 797
Торговля овощами и фруктами 856 909
Торговля непродовольственными товарами 1755 1864

Получается, для минского таксиста на едином налоге платеж увеличится на 25 рублей в месяц, или на 300 рублей за 12 месяцев работы.

Для предпринимателя, который занимается строительством, разница составит 50 рублей в месяц.

В областных центрах налог для такси предлагают повысить с 350 до 372 рублей, для строительства – с 700 до 743 рублей.

Новые ставки единого налога планируют применять к платежам, срок уплаты которых наступает после 30 января 2027 года.

Недвижимость и земля: почему налог может увеличиться без покупки нового имущества?

Владельцев квартир, домов, дач и гаражей могут затронуть изменения расчетной стоимости квадратного метра, которую используют для определения налоговой базы.

Например, проект предусматривает расчетную стоимость квадратного метра квартиры площадью до 150 квадратных метров в Минске на уровне 1157 рублей, в областных центрах и Минском районе – 963 рубля.

Это не сумма налога и не рыночная стоимость жилья. Показатель нужен для расчета налоговой базы в установленных законодательством случаях.

Проиндексировать предлагают и ряд ставок земельного налога. Конкретный платеж будет зависеть от назначения участка, его характеристик, налоговой базы и действующих льгот.

Какие налоговые вычеты увеличат?

В проекте предусмотрены и изменения в пользу плательщиков.

Стандартный налоговый вычет для работников с невысокими доходами предлагают увеличить с 216 до 237 рублей в месяц. Одновременно порог дохода для применения этого вычета вырастет с 1308 до 1436 рублей.

Вычет на ребенка увеличится с 63 до 69 рублей, а повышенный вычет для отдельных категорий родителей – со 120 до 132 рублей.

При обычной ставке подоходного налога 13% увеличение стандартного вычета на 21 рубль позволит подходящему под условия работнику сэкономить дополнительно 2,73 рубля налога за месяц.

Есть изменения и для денежных подарков. Лимит освобождения от подоходного налога для доходов от физических лиц, не являющихся близкими родственниками, полученных за границей или из-за границы, предлагают поднять с 6000 до 6588 рублей за налоговый период. Для предпринимательских доходов это освобождение не действует.

Когда начнут действовать новые ставки?

Большинство налоговых изменений предлагают ввести с 1 января 2027 года. Для отдельных положений предусмотрены другие сроки и переходные правила.

Пока документ остается законопроектом. При его рассмотрении ставки и условия могут скорректировать.