Оборудование с "техническим зрением", стерильные боксы и работники в спецкомбинезонах – так выглядит производство белорусских лекарств на фармацевтическом предприятии Borimed, размер которого равен 28 футбольным полям. Заглянули в лаборатории и один из цехов производителя лекарственных препаратов – и показываем, что там есть интересного.
Работник микробиологической лаборатории проверяет лекарственные препараты на стерильность
История предприятия началась в 1965 году – с небольшой фармацевтической фабрики. Тогда на производстве трудилось около 250 человек. Сейчас Borimed – это крупнейший производитель лекарственных препаратов в Республике Беларусь. На предприятии работает около 3 000 сотрудников и функционирует 5 производственных корпусов.
Один из производственных корпусов
Административный корпус фармацевтического предприятия Borimed
На Borimed производят около 300 наименований препаратов 12-ти фармацевтических групп – в форме таблеток, капсул, мазей, кремов, гелей, настоек, растворов и порошков для инъекций, перечисляет заместитель начальника аналитической лаборатории по техническим вопросам Андрей Прадедов.
Андрей Прадедов
– В настоящее время строится еще один цех по производству твердых лекарственных форм: таблеток и капсул. Нужно расширять объемы производства ввиду высокой востребованности выпускаемых лекарственных препаратов.
Строительство нового корпуса на территории завода
Андрей Прадедов с гордостью рассказывает, что Borimed стал победителем в номинации "Производитель фармацевтических препаратов №1" по итогам премии "Номер один" в 2024 году.
– Доверие мы заслужили не только в Беларуси, но и за рубежом. Ежегодно более 50% наших препаратов поставляется на экспорт: в страны СНГ, Азии, Африки. Это подтверждает высокое доверие иностранных потребителей к нашей продукции.
Лекарства, выпускаемые Borimed
В 2024 году Borimed был признан "Производителем фармацевтических препаратов №1"
Сырье закупают по всему миру
Процесс производства любого лекарства начинается с приобретения сырья. География закупок достаточно широкая – Россия, Китай, Индия, Италия, Испания, Германия, Франция, Швейцария, Япония, Чехия, объясняет Андрей Прадедов.
Поступив на предприятие, сырье проходит обязательный входной контроль. И только после получения положительного заключения от соответствующей службы сырье передается на производство.
– На проверку отправляют как фармсубстанции (действующие вещества), так и вспомогательные вещества – наполнители, красители, подсластители, а также упаковку.
К спецодежде сотрудников – жесткие требования
У входа на участок, где производят таблетки и капсулы, нас встречает начальник цеха по производству твердых лекарственных форм Виталий Замбржицкий.
Виталий Замбржицкий
Чтобы просто пройтись по коридорам этого цеха и посмотреть на производство через окошки, необходимо в гардеробе надеть халат, шапочку и бахилы, а также обработать руки.
Чтобы зайти в коридор производственного цеха, нужно надеть спецодежду и обработать руки
– К работникам, которые контактируют с лекарствами, требования еще жестче: в первом блоке раздевалки они снимают одежду почти до нижнего белья, и только тогда переходят во второй блок, где надевают переходную спецодежду. Затем им нужно пройти по коридору в еще один гардероб, снять переходную одежду и надеть технологическую одежду.
Вход в гардероб, где работники надевают переходную одежду
Заходим в длинный коридор с множеством окошек. Через одно из них виден один из этапов приготовления таблеток. О каждом из них рассказывает Виталий Замбржицкий.
– Сначала компоненты перемешиваются и увлажняются для получения однородной массы. Далее эта масса сушится и гранулируется, а затем загружается в таблеточный пресс, который формирует таблетки.
На каждом этапе лаборатория проверяет качество продукта. Только после получения разрешения от лаборатории лекарства отправляют на следующий этап и фасовку, после которой препараты проходят выходной контроль.
Машинист следит за работой пресса
В соседнем помещении происходит наполнение капсул: оборудование в автоматическом режиме раскрывает их, насыпает определенное количество препарата и закрывает, после чего происходит процесс полировки капсул.
– Как и таблетки, готовые капсулы отдают на анализ. Кроме того, в ходе процесса машинист периодически отбирает капсулы и взвешивает их, чтобы убедиться, что они содержат нужное количество лекарства, – рассказывает Виталий Замбржицкий.
Машинист контролирует работу оборудования, которое наполняет капсулы
Удивляет, насколько автоматизировано производство: в каждом помещении работает всего один специалист. Он запускает роботизированное оборудование и следит, чтобы оно работало без сбоев.
Высокотехнологичное оборудование "превращает" россыпь таблеток в пачки с лекарством
Дальше идем на фасовку. Тут процессом также "заведует" роботизированное оборудование.
– Первая машина делает ячейки в блистере, вкладывает в каждую из них таблетку и запаивает фольгой. С помощью "технического зрения" прибор проверяет наличие таблетки в каждом блистере. Следующая машина отсчитывает нужное количество блистеров и вместе с инструкцией складывает их в пачку.
Табло, на котором показаны основные параметры фасовки
Машина, которая упаковывает блистеры в пачки
Готовые пачки автоматически взвешиваются – так проверяется, полный ли комплект внутри. Если вес пачки не соответствует заданному значению, она отбраковывается в специальный отсек.
Комплектные пачки едут дальше по конвейерной ленте, а отбракованные – попадают в соответствующий отсек
Далее сотрудники складывают пачки в картонные короба и отправляют на склад.
Машинист собирает пачки с лекарством, чтобы сложить их в короба
При каждом цехе – собственная лаборатория
За обеспечение и контроль качества продукции на всех уровнях производства отвечает специализированная служба качества, в которой работает около 340 человек. В нее входит бюро по фармаконадзору, отдел обеспечения качества и отдел контроля качества: контрольная группа, микробиологическая и аналитическая лаборатории. Одной из них руководит Ольга Терещенко.
Начальник сектора контроля качества лекарственных средств Ольга Терещенко
– Мы проверяем таблетки и капсулы, используя разное оборудование. Например, тестеры процесса растворения. С помощью них мы определяем, как быстро таблетки будут растворяться в желудочно-кишечном тракте. От этого зависит, через какое время лекарство начнет действовать в организме, – поясняет Ольга.
Специалист готовит образцы для анализа на тестере процесса растворения
Дальше нам показывают комнату с хроматографами – приборами с множеством трубок, колб и табло с цифрами, понятными лишь химикам.
– На этом оборудовании определяют подлинность препарата (наличие в нем указанного действующего вещества), количественное содержание компонентов. Для этих целей мы также можем использовать спектрофотометр – это зависит от того, какой метод испытаний прописан в нормативном документе для контроля качества лекарственного препарата.
Сотрудники лаборатории работают на хроматографах
Химик проводит измерения на спектрофотометре
Отдельно в лаборатории оборудованы комната хранения реактивов и весовая, где проводят взвешивания.
Комната для хранения реактивов
Сотрудник лаборатории взвешивает нужное количество образца
В микробиологической лаборатории оборудованы стерильные боксы
Там, где производят антибиотики в виде порошков для инъекций, наряду с аналитической лабораторией есть микробиологическая. В ней проверяют лекарства на стерильность – отсутствие в них микроорганизмов, рассказывает начальник этой лаборатории – Светлана Головкова.
Светлана Головкова
Прямо на входе в микробиологическую лабораторию видим необычный агрегат с манипулятором на пульте управления. Это паровой стерилизатор.
– В нем стерилизуют питательные среды, которые используют для анализа антибиотиков в ампулах, реактивы, инструменты и спецодежду, в которой работает персонал, – комментирует Светлана.
Паровой стерилизатор с пультом управления
В глаза бросаются и небольшие открывающиеся окошки между помещениями. Светлана Головкова объясняет, что это так называемые передаточные окна. Через них специалисты передают друг другу материалы, необходимые для работы.
Передаточные окошки между помещениями микробиологической лаборатории
Но больше всего впечатляет бокс класса чистоты А, в котором препараты для инъекций проверяют на стерильность. Вход в этот бокс посторонним запрещен – можно лишь заглянуть внутрь через окошко.
– Перед работой в таком боксе персонал снимает технологическую одежду, в которой работает в лаборатории, и надевает стерильный комплект: комбинезон, бахилы, маску, очки, шлем, перчатки. А в помещение подается очищенный воздух.
Микробиолог работает в боксе класса чистоты А
Образцы лекарств для проверки на стерильность
В завершение экскурсии по заводу нам показывают склад с готовой продукцией. Внутри он выглядит как многоэтажный дом: почти не видно потолка. Кажется, нереально достать до верхнего яруса, но прямо при нас погрузчик прекрасно справляется с такой задачей и отправляется за новой партией лекарств.
Склад готовой продукции
Один из мини-погрузчиков, которые то и дело ездят между корпусами
Территория предприятия огромна: она составляет около 20 гектаров, а это примерно 28 футбольных полей. Тут расположены не только производственные корпуса и склад, но и вспомогательные службы – например, собственный автопарк. Отчего предприятие Borimed напоминает город в городе, каждый "житель" которого вносит свой вклад в производство отечественных лекарств.
Автор: Ирина Ивлиева, фото: Елена Таборко
*На правах рекламы
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.