К концу учебного года дети становятся вялыми и раздражительными, хуже учатся и быстрее выходят из себя. На то есть причины: накопленная к последней четверти усталость, нехватка солнца и витаминов после зимы, а также стресс из-за грядущих экзаменов. Как помочь ребенку восстановить силы перед финальным рывком и “дожить” до каникул, рассказывает врач-невролог Татьяна Матлина.
Татьяна Матлина
Усталость, раздражительность, плохая успеваемость – типичные признаки “выгорания” школьников?
За восемь учебных месяцев у детей накапливается общая усталость и нервозность, спровоцированная разными факторами. Так, у перво- и второклассников нервная система еще не готова к большим нагрузкам и порой начинает “барахлить”. У подростков в средней школе “бушуют” гормоны, а старшеклассники страдают от стресса из-за выпускных экзаменов и поступления в ссузы и вузы.
– Кроме того, детям зимой не хватает солнца, а также свежих овощей и фруктов в рационе – в итоге к весне у многих школьников снижается уровень витамина Д, витаминов группы В, магния, железа (особенно у девочек-подростков – из-за начала менструаций), цинка. Как итог –чрезмерная утомляемость, раздражительность, сонливость, частые перепады настроения. Ухудшается память, скорость мышления, концентрация и внимание, что негативно отражается на успеваемости ребенка.
К концу учебного года дети хуже учатся и раздражаются по мелочам: виной тому может быть недостаток витаминов и минералов
Наряду с ухудшением психологического состояния у ребенка страдает физическое здоровье, рассказывает Татьяна Матлина.
– В 3 и 4 четвертях у детей учащаются головные боли, нарушается качество сна – об этом нередко говорят родители на приеме. Может наблюдаться снижение аппетита, боль в костях, частые инфекционные заболевания. Также иногда возникает бледность кожных покровов, болезненные трещины в уголках губ, покраснение глаз, нечеткое зрение при ярком свете, воспаление слизистых ротовой полости или языка.
Прием витаминов и минералов поможет справиться с перенапряжением и усталостью в конце года?
Прием витаминно-минеральных добавок действительно поможет поддержать здоровье школьника во время последней четверти, соглашается доктор.
– По данным некоторых исследований, стресс приводит к повышенному выведению магния из организма и, как следствие, к его дефициту. В свою очередь, при недостатке магния усиливается реакция на стресс и усугубляются его последствия: возникают головные боли, тревожность, апатия, снижается успеваемость, ухудшается иммунитет.
Поэтому, если в конце учебного года ребенок перенапряжен и чувствует себя уставшим, на помощь могут прийти препараты с магнием (в комплексе с витаминами группы В). Кроме того, такие добавки улучшают качество сна и дневную активность – это также весьма актуально для школьников.
Чтобы получить максимум пользы от приема подобных препаратов, Татьяна Матлина рекомендует обратиться к врачу. Доктор подберет нужную дозировку с учетом состояния и питания ребенка. Особенно если он избирателен в еде или имеет хронические заболевания.
Если ребенок – “малоежка” или ест ограниченный список продуктов, проконсультируйтесь с врачом по поводу приема витаминно-минеральных добавок
Также не стоит забывать про витамин D: его рекомендуют принимать детям с 1 года и взрослым в профилактической дозировке 600 МЕ в сутки (даже весной и летом).
– Детям до 18 лет можно увеличить дозировку до 1200 МЕ в сутки (в частности, в период повышенной нагрузки). Но делать так стоит после консультации с врачом: он проанализирует симптомы и рацион ребенка, при необходимости направит на анализы и обследования. Также доктор может назначить прием иных минералов и витаминов, например, железа, цинка, витамина С.
Как еще помочь школьнику “пережить” конец учебного года без нервов?
Первое, что советует доктор, – скорректировать питание. Во-первых, следует ограничить употребление газированных напитков и фастфуда. Эти продукты содержат большое количество сахара, фосфорную и фитиновые кислоты, трансжиры – эти компоненты нарушают усвоение ключевых микро- и макроэлементов: магния, кальция, железа, цинка.
Фастфуд негативно влияет на усвоение важных минералов – в том числе магния, кальция, цинка
Во-вторых, Татьяна Матлина рекомендует включить в рацион ребенка продукты, богатые магнием: зеленые овощи (брокколи, шпинат), бобовые, бананы, гречневую крупу и овсянку не быстрой варки (хлопья быстрого приготовления проходят обработку, в результате которой разрушается часть полезных веществ), цельнозерновые продукты, орехи (миндаль, кешью), тыквенные семечки, рыбу, мясо, молочные продукты, темный шоколад.
– Однако стоит понимать, что организмом усваивается только 30-40% потребляемого с пищей магния, еще немного приходит с питьевой водой. Поэтому получить дневную норму этого минерала с пищей весьма сложно.
Не менее важно соблюдать режим сна, в частности, ложиться в кровать не позднее 22:00 и спать не менее 8-10 часов. Это нужно, чтобы нервная система ребенка полноценно отдыхала и успевала переработать всю информацию, накопленную за день.
Полноценный (не менее 8-10 часов) сон помогает восстановить нервную систему, которая к концу дня работает на пределе
– У каждого ребенка есть свой внутренний режим дня: в одни часы его организм максимально “работоспособен”, в другие – минимально. У кого-то такое время наступает через час после школы, у кого-то – вечером. Вместе с ребенком определите период, когда у него больше всего сил – именно в это время важно делать самые сложные дела. Например, учить уроки, заниматься с репетиторами.
При этом доктор советует делать перерывы в учебе, а не учиться нон-стопом: сначала в школу, потом – сразу на кружки, затем – выполнение домашней работы. В течение дня у ребенка должна быть хоть какая-то физическая активность на свежем воздухе.
Желательно, чтобы 30-60 минут в день ребенок активно проводил время на свежем воздухе
Татьяна Матлина подытоживает, что в конце учебного года всем родителям следует позаботиться о сбалансированном питании, режиме дня и снижении учебных нагрузок у детей. Также не лишним будет прием витаминов и минералов, таких как магний, цинк, витамины группы В и D. Именно комплексный подход поможет ребенку закончить школьный год без нервов и стресса.
Белорусско-голландское СП ООО "ФАРМЛЭНД" разрабатывает и производит более 150 наименований лекарств, используемых в области гастроэнтерологии, кардиологии, неврологии, эндокринологии, трихологии и пр. Производство лекарственных препаратов компании "ФАРМЛЭНД" сертифицировано на соответствие международному стандарту GMP ЕАЭС.
Автор: Ирина Ивлиева
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.