Многие из нас слышали или читали фразу: “Да он бесноватый!”. Между тем, служители церкви убеждены, что злые духи действительно время от времени вселяются в людей. О таких, как правило, говорят: они одержимы бесами. О том, что в церкви считают признаками одержимости, церковных “трактовках” причин вселения бесов в людей и способах изгнания нечистой силы в эфире Смартпресс рассказал заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Александр Шимбалев.
Отец Александр в студии Смартпресс
В христианстве бесы – падшие ангелы
Обряд изгнания бесов известен человечеству издревле. Он присущ всем религиям, существующим на нашей планете. Но правильно ли мы понимаем его истинную суть?
– Она заключена в самом названии: какими-то действиями избавиться от демона. Но процесс зависит от религиозной системы, в которой он проводится, – поясняет отец Александр. – Например, у халдеев в междуречье Тигра и Евфрата религия была магическая. И они имели специальный клан жрецов – заклинателей, которые тем и занимались, что читали различные заклятия против демонов. Халдеи считали, что злые духи вызывают болезни и несчастья. Поэтому определенные жрецы, по сути, всю свою жизнь проводили в борьбе с этой негативной силой. А в христианской церкви учение иное. Бесы, как мы их называем, – это падшие ангелы. Могущественные духовные сущности, которые были сотворены Богом на добрую помощь. Но они вместе с Сатаной возгордились и возненавидели человека. Потому что человек, как сын Божий и имеющий образ Всевышнего, выше ангельского чина.
Картина Михаила Врубеля "Демон поверженный", 1902
Отец Александр рассуждает, что, по сути, древние языческие религии и объяснялись тем, что падшие ангелы являлись нашим предкам в виде неких могущественных существ и заставляли себе поклоняться. Отсюда – культы языческих божеств, зачастую с принесением человеческих жертв и суровыми обычаями.
– Однако христианская церковь изначально избавляется от этих существ в таинстве крещения. Уже когда человек входит в лоно церкви, он получает защиту. Те же так называемые молитвы запретительные: священник молится и обращается к Господу, чтобы тот все бесовские козни от окрещаемого отвел. Потом происходит отречение от темных сил, от Сатаны – либо самим крещеным, либо крестными родителями за младенца.
Православный Свято-Духов кафедральный собор в Минске
Одержимость часто проявляется в храме
Если есть бесы – значит, должны быть и внешние признаки их вселения в человека. Александра Шимбалев считает, что иногда они могут бросаться в глаза, а порой замаскированы и воспринимаются окружающими как особенности характера и психики.
– Чаще всего присутствие бесов проявляется в некой раздвоенной жизни человека, – утверждает протоиерей. – То есть его поведение вроде бы обычное в делах и словах. Но в какие-то моменты он вдруг начинает что-то делать помимо своей воли. Скажем, кричать, совершать агрессивные или не совсем адекватные действия. Очень часто это случается, когда человек приходит в храм на евхаристию – причащение, одно из семи христианских таинств.
Христианское таинство евхаристии
– В миру, за пределами храма, он может вести себя вполне прилично и естественно. А потом вдруг, перед чашей со святыми дарами или просто находясь в церкви, начинает выкрикивать непристойности, бросаться на пол, биться в судорогах. Причем сам не желая того, поэтому страдает, даже плачет. Поселившаяся в нем сущность мучает его, и человек не может от нее избавиться.
Таковы наиболее яркие и очевидные признаки беснования. А бывает, человек просто ведет себя недостойно. Отец Александр приводит слова апостола Павла о том, что мы в своей мирской жизни не против плоти и крови воюем, а против духов злобы.
– Имеется в виду, что человек, сотворенный по образу Божию и имеющий в себе прекрасное начало по своей натуре и устроению, ничего плохого никогда не хочет. Но когда его начинают одолевать разные искушения, он поддается им. Вроде бы замыслил какие-то хорошие дела, хочет добра себе и другим – а извне словно некое внушение идет не растрачиваться, пожалеть себя. В итоге все задуманное добро отодвигается в сторону и включается эгоизм. Казалось бы, это невидимый и незначительный акт. Однако он имеет серьезные последствия. Вместо добродетельной жизни и помощи близким, человек обслуживает только себя и поддается демоническому влиянию.
“Страшна не телесная смерть, а гибель души”
Как и зачем происходит вселение бесов в людей? Священнослужитель повторяет: цель падших ангелов – изничтожить человека. Бес потворствует человеческим страстям и провоцирует на злые поступки.
– И человек вместо того, чтобы духовно развиваться и исполнять заповеди из Священного писания, двигается противоположной дорогой. Он познает плотские страсти и порабощается ими, вступает во вражду с другими людьми, пребывает во злобе, злословии, осуждении окружающих. Эта греховная страстность захватывает его. И вместо доброго, порядочного человека получается какой-то озлобленный, странный, всем недовольный индивид. Что ведет к гибели. Есть смерть телесная. Но самое страшное – смерть души, когда человек отдается страстям, которые полностью уводят от духовной жизни.
Мраморный барельеф бельгийского скульптора Жозефа Ламбо "Страсти человеческие", конец ХIХ века
Психиатр может отправить человека к священнику
В ответ на вопрос "ведется ли церковью какой-то учет фактов вселения бесов в белорусов" представитель Синодального информационного отдела БПЦ признается: такая статистика ему неизвестна.
– Скорее всего, ее нет. В том числе по той причине, что необходимо уметь отличать беснования от психиатрических случаев. Медицинские диагнозы вроде шизофрении способны поставить врачи-специалисты. И они с этим прекрасно справляются. Важна реакция членов семьи. Если они видят ненормальное поведение кого-то из родных, они должны, прежде всего, обратиться к психиатру, который все поймет и диагностирует заболевание. Но есть случаи, которые с точки зрения психиатрии не объясняются. И тогда мы говорим о бесновании. Известна практика, когда доктор не может понять, что происходит с пациентом, и отправляет того к священнику. Ведь опытные эрудированные психиатры знают богословие и проявления беснования. Но существуют и противоположные примеры. Родственники приводят члена семьи в церковь, а священнослужитель четко видит: здесь медицинский случай, требуется помощь доктора.
Булгаковский персонаж поэт Иван Бездомный. Кадр из сериала "Мастер и Маргарита" (2005) режиссера Владимира Бортко
Церковный борец с бесами должен быть монахом
Мы нередко видим в кино или читаем в книгах, как одержимый бесами бедняга чудодейственно получает избавление в "полевых условиях", на улице, в доме. А как в действительности? Кто, с точки зрения церкви, уполномочен на изгнание демонов?
– Это очень сложный и серьезный вопрос. По традиции православной церкви, священник, который начинает эту борьбу, должен быть монахом и жить в монастыре, – просвещает отец Александр. – Потому что как только начинается сражение с бесами, они набрасываются на борца. И если он духовно силен – его почти невозможно поразить. Если священник семейный – демоны атакуют его родных и близких, стремясь таким образом вывести служителя церкви из этой брани. Поэтому, повторюсь, по правилам церкви, борьбу с демонами ведет монах из монастыря. Он должен быть на виду у братии и духовенства. Если бесы начинают одолевать его, то другие монахи, священники будут видеть, не случается ли с их братом чего-то аномального, окажут поддержку и совместными усилиями продолжат противостояние. Ни в коем разе нельзя самонадеянно считать, что такая борьба всякому по силам. Надо понимать, что бес – не карикатурное изображение из народной мифологии. Это падший ангел, могущественная духовная сущность, которая очень хитро и порой незаметно способна свести человека с истинного пути, поработить грехом и уничтожить.
Монахи – главные борцы с бесами
Изгнать одного, но не пустить десять
Говоря об избавлении от злых духов, наш собеседник не считает верным слово "процедура". Уместнее говорить о средствах и правилах. И первейшее, по словам Шимбалева, нам дал сам Господь.
– В Евангелие сказано, что сей род изгоняется постом и молитвой. Человек, который чувствует влияние нечистой силы, должен возложить на себя пост и взять сильные молитвы. То есть самостоятельно совершать аскетические подвиги, поскольку это, в главную очередь, его духовная борьба. А священник, взявшийся помочь, будет морально и молитвенно вместе с ним.
Протоиерей Александр Шимбалев
Иначе выйдет, как сказано в писании, "изгоним беса, а горница чисто прибрана, и туда десять войдут". Поэтому без личного осознания и борьбы человека ничего не получится. Это только в кинематографе всё быстро и без участия одержимого. На деле, конечно, это глубоко, тяжело и не так быстро. Нужно осознать грехи, рассказать о своих состояниях священнику, принести искреннее покаяние с условием отказа от греха навсегда. Это огромная внутренняя работа, непрестанный духовный путь. Человек, который проживает в таинствах церкви и исполняет заповеди Господа, безусловно, имеет сильную защиту, – итожит отец Александр.
Фото Смартпресс, Азбука веры и открытые источники
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.