Современный Минск: стала ли реклама в центре города культурной традицией?

Уже в наступившем 2022 году операторы наружной рекламы получили сообщение, что в стадии электронного согласования находится подготовленное комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома постановление ”Об утверждении критериев ухудшения архитектурного облика здания (сооружений) и застройки территории в связи с размещением средства наружной рекламы”.

Речь идет, в том числе и о размещении рекламы ”на кровлях капитальных строений (зданиях, сооружениях) за исключением исторически обоснованной наружной рекламы”. Означает ли это, что на крышах столицы останутся лишь ”исторически обоснованные” конструкции советских времен?

Представить себе культурный силуэт Минска без рекламных конструкций на крышах домов практически невозможно. Хотя бы потому, что коммерческая реклама на крышах столицы появилась значительно раньше, чем партийные лозунги вроде “Слава КПСС”. Смартпресс вспомнил, как рекламные конструкции помогали формировать облик Минска.

Самыми “выгодными” местами размещения рекламы были здания на Привокзальной площади и главном проспекте города, который сегодня называется проспектом Независимости. Рекламировались как отдельные предприятия, так и целые отрасли. Оставалось место и для социальной рекламы (но уже не рядом с вокзалом).

Если взглянуть на старые архивные фото (использованы снимки из книг Виталия Кириченко "Минск. Исторический портрет города. 1953 - 1959" и "Минск. Десятилетний путь столицы. 1960 - 1969"), то можно увидеть на здании на Привокзальной площади (современный адрес - Бобруйская, 13) конструкцию, призывающую “Покупайте плодоовощные консервы”

минск крыши.jpg

Недалеко от вокзала, на здании, которое сейчас имеет адрес ул.Свердлова, 26, размещается пивная реклама - “Пейте пиво пивоваренных заводов Белоруссии”. Конструкция большая, реклама видна издалека. Фото сделано не позже 1957 года.

минск крыши2.png

Рядом находился жилой дом, принадлежавший Министерству мясной и молочной промышленности БССР. На первом этаже размещался магазин “Мясо”, а на крыше - реклама “Покупайте мороженое минского молочного комбината”.

минск крыши3.png

А вот и социальная реклама почти 70-летней давности. На фото, сделанном в 1954 году, мы видим здание БГУФК на площади Якуба Коласа (да, она выглядела именно так). На крыше дома видна массивная металлическая конструкция с призывом: “Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и включенные электроприборы. Это ведет к пожару!”

минск крыши8.png

А на следующем снимке (уже 60-х годов), мы видим площадь Якуба Коласа уже в другую сторону. На жилом доме (нынешний адрес - проспект Независимости, 47) рекламная конструкция напоминает, что "Междугородные разговоры с квартирных телефонов предоставляются в кредит".

минск крыши7.png

Сейчас на этом здании установлен большой светодиодный дисплей с возможностью демонстрации имиджевых роликов.

минск крыши12.jpg

Еще до того, как на домах на площади Победы появилась надпись “Подвиг народа бессмертен”, вокруг одной из главных площадей города было предостаточно коммерческой рекламы и социальной на крышах. Например, на месте нынешнего слова "бессмертен” была тяжелая металлическая конструкция с призывом “Водители транспорта и пешеходы! Соблюдайте правила уличного движения".

минск крыши6.png

А на здании, где позже располагался магазин “Жако” (в 1957-м, когда было сделано фото, там находился магазин №37 Минспецплодоовощторга), реклама призывала "Покупайте шоколад, печенье, конфеты белорусских кондитерских фабрик".

минск крыши5.png

И это далеко не все рекламные конструкции на зданиях, находящихся в самых оживленных районах Минска. Рекламировали “Аэрофлот”, такси 0-61 и даже подписку на газеты и журналы.

Рекламных конструкций на крышах становилось то больше, то меньше, вместо коммерции появлялись и исчезали партийные лозунги. Сейчас коммерческая реклама соседствует с оставшимися еще с советских времен слоганами и формирует образ нового, современного Минска. Хотя, если честно, говорить можно о сохранении старых традиций, но в актуальном исполнении.

Появляется реклама и на зданиях, которые являются историко-культурной ценностью. Кодекс "О Культуре" не запрещает размещение рекламных конструкций на крышах зданий и фасадах. По большому счету, здания сохраняют тот вид, который имели 70 лет назад - с поправкой на актуальность.

минск крыши9.jpg

Относится к такой рекламе можно по-разному, но она уже стала частью Минска. Убери конструкции на крышах сегодня - и столица станет более скучной и серой. Еще более серой, чем во времена, когда проспект Независимости назывался проспектом Сталина.

минск крыши10.jpg

Последние 30 лет Минск развивается, сохраняя лучший опыт организации городского пространства. И используя традиционные рекламные форматы в новом исполнении и с новыми технологиями. Крыши в центре города по-прежнему заняты, но уже рекламой известных брендов. Практически весь центр города, в том числе исторический, учитывая его невысокую застройку, гармонично дополнен яркими рекламными проектами.

минск крыши11.jpg

Надкрышные рекламные конструкции монументальны, долговечны, прибыльны. Но у них есть и еще одна особенность – ночная подсветка. Вместе с великолепным общим городским освещением, она создает образ современного европейского города и создает особое, присущее только Минску, настроение.




ДНИ МАРКЕТИНГА