Благодаря литературе и кинематографу о "существовании", способностях и привычках вампиров знает каждый. Знаменитый граф Дракула, герои саги "Сумерки" прочно закрепили в нашем сознании образ этих кровососов. Верили ли в существование пьющих кровь "живых покойников" наши предки? Разбираемся в новой статье познавательного цикла "Беларусь сверхъестественная".

Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Больше информации в нашем видео:

В каких кровососов верили белорусы?

Строго говоря, в Беларуси вампиров не было – за всю историю о них нет ни одного упоминания. Но это не означает, что наши предки не верили в мифических "кровососов". Просто их называли по-другому. И лишь сейчас, в период развития массовой культуры, определение "вампир" прижилось и стало обыденным.

– На самом деле, всевозможной могильной нежити на территории современной Беларуси было предостаточно. Наша земля находится на границе смешения культур, мы связующее звено между западной и восточной цивилизациями, через нашу территорию проходили различные торговые пути. И наши предки частично перенимали не только знания, но и мифологию от купцов. Так что поверья об оживших мертвецах, которые пили человеческую кровь, у наших предков, конечно, были, однако называли их по-другому. Например, стриги или стригони. Были и другие наименования – в зависимости от региона, – рассказывает писатель-фантаст Денис Нырков, в работах которого нередко фигурируют мифические существа.

Белорусские вампиры 2_Денис Нырков.jpgПисатель Денис Нырков

Подтверждает слова Дениса Ныркова и руководитель проекта "Уфоком" Илья Бутов.

– Термина "вампир" в исторических белорусских документах не встречается, оно пришло к нам недавно из массовой культуры. В материалах XVIII-XIX веков можно встретить единичные случаи определения "упырь", но оно тоже не является аутентичным для Беларуси. В целом же живых мертвецов чаще всего называли "зданямі". Причем "здань" – очень широкое понятие. Так могли назвать и того же вампира, и призрака, и даже необязательно что-то злое или могильное. А вообще в разных регионах было много своих названий. Например, "нябожчык, якi ходзiць", – отмечает он.

banner

Совы-кровопийцы

При этом у белорусских "кровососов" с вампирами общими были только "базовые настройки" – пить кровь. В целом же они очень отличались от "каноничных" вампиров – дополнительные "свойства" меняются в зависимости от региона. Например, массовая культура ассоциирует вампиров с летучими мышами. А белорусские поверья связывают кровопийц с… совами.

Белорусские вампиры 3-1.jpgВ некоторых регионах Беларуси вампиры ассоциировались с совами

– На территории Полесья вампиров представляли в образе сов, которые нападали на людей, выпивали у них кровь и воровали младенцев. Этот миф был распространен также в западной Украине и на части территории Польши. Есть и другой вариант происхождения кровососов: наши предки считали, что ими становились нехорошие люди, которые при жизни не соответствовали морально-этическим нормам тех времен. Либо они при жизни были колдунами, либо убийцами – и после смерти не обрели покой и начали выходить из могилы, – рассказывает Денис Нырков.

Белорусские вампиры 4_Илья Бутов.jpgРуководитель проекта "Уфоком" Илья Бутов 

По словам Ильи Бутова, в Беларуси немало легенд о "живых покойниках", не связанных с вампиризмом напрямую.

– Кровь – это уже откровенный миф. Но, по легендам, если людям являются покойники, то они начинают чахнуть, терять силы и могут умереть. Но речи о потери крови не идет – скорее, тут можно говорить о сильном стрессе. Есть документально зафиксированный случай из деревни Акулино в Полоцком районе в XIX веке – тогда о "ходячем покойнике" написала даже местная газета: после смерти человека в доме начал твориться беспорядок, а прибывшие полицейские подверглись нападкам незримой силы. В результате покойника всей деревней выкопали, отрубили ему голову, положили в ноги и зарыли обратно, – приводит пример Илья Бутов.

Белорусские вампиры 5.jpgИногда подозреваемому в "нехорошем посмертии" человеку отрубали голову и клали ее к ногам

Как боролись с нежитью?

Борьба с ходячими покойниками, склонными к обществу живых людей и вампиризму, также везде велась по-разному. Тем более, что и "специализация" у них была разной.

– Особенности вампиров людская молва привязывала к событиям, происходящим в том или ином регионе. Если в деревне начинали пропадать девушки – считалось, что нежить склонна пить кровь девственниц, если находили обескровленных животных, то были уверены, что вампиры нападали на скот. В некоторых регионах вампирам приписывались магические способности, – объясняет Денис Нырков.

Белорусские вампиры 6.jpgТак хоронили подозреваемого в вампиризме человека: поперек шеи устанавливали серп: если покойник попытается выбраться из могилы, то сам отрежет себе голову

Человека, заподозренного в вампиризме (или просто в колдовстве) при жизни, хоронили отдельно от кладбища. Что же касается оживших мертвецов, при жизни не отличавшихся ничем странным, то применялись особые методы их определения и упокоения.

– Существовал обряд, по которому находили могилы стриг и ходячих покойников. По кладбищу вели лошадь. Если она на какой-то могиле останавливалась или вставала на дыбы – значит, там лежит нежить. Ее откапывали и, в зависимости от региона, усмиряли. Могли отрубить голову и положить отдельно, перевернуть труп вниз лицом, набив рот камнями, или вовсе сжечь тело – последний вариант считался универсальным и безотказно работающим, – объясняет писатель.

По словам Ильи Бутова точной "инструкции" по борьбе с нежитью и вампирами нет. Что-то может подсказать священник (неофициально), что-то передается из уст в уста в качестве народных преданий.

Белорусские вампиры 7.jpg

Откуда взялись легенды о "живых мертвецах"?

Легенды о вампирах и нежити порождались самим страхом перед телом мертвого человека, утверждает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев.

– Культ умерших предков – один из самых древних в человеческом обществе. Люди на протяжении тысячелетий считали, что мертвец может вернуться и отомстить, или помочь. И понятен страх людей: тело умершего человека начинает разлагаться и представляет собой ужасное зрелище, которое будет долго стоять перед глазами. Именно поэтому люди так боялись, а некоторые и сейчас боятся, кладбищ. Но, поверьте, на кладбищах ничего страшного не происходит, – подчеркивает священник.

Белорусские вампиры 8_Александр Шимбалев.jpgПротоиерей Александр Шимбалев

По словам отца Александра, есть вполне научное объяснение появления легенд об "оживших покойниках" - как минимум, на Полесье.

– В древности на Полесье были особые климатические условия и летаргический сон не был такой уж редкостью. Это хорошо изученная учеными тема. У людей практически останавливалась жизнедеятельность, их принимали за умерших и хоронили. А затем в могилах находили тела в неестественном положении – очнувшиеся люди пытались выбраться. Еще более показательными были случаи со шляхетскими захоронениями – гробы в этом случае не закапывали, а устанавливали в специальных каплицах. И пришедшие в себя люди начинали кричать и стучать, приводя в ужас всех, оказавшихся рядом. Так и появлялись легенды, – говорит Александр Шимбалев.

Белорусские вампиры 9.jpgВ древности могли похоронить человека, заснувшего летаргическим сном. Пробуждение было страшным…

По его словам, именно поэтому церковь приняла решение не хоронить человека как минимум три дня – эти дни гроб должен стоять открытым в доме или храме, чтобы появились очевидные признаки разложения. Это позволяло избежать закапывания живых людей.

"Деревня вампиров" Паре – грандиозная мистификация

Одним из примеров рождения легенд о вампирах, является история деревни Паре на Полесье – сейчас она известна, как "деревня вампиров". Дело в том, что на старом кладбище поселения на могилах лежат огромные дубовые колоды и стоят не менее огромные кресты.

– С мифом про "деревню вампиров Паре" мы боремся очень давно. Действительно, там на могилы кладут большие колоды-нарубы. Но такая традиция существует не только в Паре, но и в десятках других деревень на Полесье. Есть разновидности – нарубы, приклады, прихоромы и так далее. Но так сложилось, что именно Паре стала знаменитой. Естественно, никакой связи с вампирами, ходячими мертвецами, в этом нет. Скорее, речь идет о недостатке камня на Полесье и устоявшейся традиции, – объясняет Илья Бутов.

Белорусские вампиры 10.jpgНаруб на кладбище в деревне Паре

Денис Нырков также считает, что деревня Паре обрела сомнительную славу случайно: кто-то из приезжих увидел традиционное для того региона кладбище с нарубами и, на основе собственных представлений и стереотипов, принял его за место упокоения вампиров. К несчастью для местных жителей (их всерьез раздражает известность "деревни вампиров").

Легенды о существах, пьющих кровь у людей (как правило – живых мертвецах), существуют практически у всех народов. Конечно, это не прямое доказательство их существования. Но вопросики остаются. Хотя, с другой стороны: если вампиры были столь активны в прошлые века, куда они делись сейчас? За последние десятки лет с ними никто не сталкивался. Вымерли или затаились?

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.