Благодаря литературе и кинематографу о "существовании", способностях и привычках вампиров знает каждый. Знаменитый граф Дракула, герои саги "Сумерки" прочно закрепили в нашем сознании образ этих кровососов. Верили ли в существование пьющих кровь "живых покойников" наши предки? Разбираемся в новой статье познавательного цикла "Беларусь сверхъестественная".
Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Больше информации в нашем видео:
В каких кровососов верили белорусы?
Строго говоря, в Беларуси вампиров не было – за всю историю о них нет ни одного упоминания. Но это не означает, что наши предки не верили в мифических "кровососов". Просто их называли по-другому. И лишь сейчас, в период развития массовой культуры, определение "вампир" прижилось и стало обыденным.
– На самом деле, всевозможной могильной нежити на территории современной Беларуси было предостаточно. Наша земля находится на границе смешения культур, мы связующее звено между западной и восточной цивилизациями, через нашу территорию проходили различные торговые пути. И наши предки частично перенимали не только знания, но и мифологию от купцов. Так что поверья об оживших мертвецах, которые пили человеческую кровь, у наших предков, конечно, были, однако называли их по-другому. Например, стриги или стригони. Были и другие наименования – в зависимости от региона, – рассказывает писатель-фантаст Денис Нырков, в работах которого нередко фигурируют мифические существа.
Писатель Денис Нырков
Подтверждает слова Дениса Ныркова и руководитель проекта "Уфоком" Илья Бутов.
– Термина "вампир" в исторических белорусских документах не встречается, оно пришло к нам недавно из массовой культуры. В материалах XVIII-XIX веков можно встретить единичные случаи определения "упырь", но оно тоже не является аутентичным для Беларуси. В целом же живых мертвецов чаще всего называли "зданямі". Причем "здань" – очень широкое понятие. Так могли назвать и того же вампира, и призрака, и даже необязательно что-то злое или могильное. А вообще в разных регионах было много своих названий. Например, "нябожчык, якi ходзiць", – отмечает он.
Совы-кровопийцы
При этом у белорусских "кровососов" с вампирами общими были только "базовые настройки" – пить кровь. В целом же они очень отличались от "каноничных" вампиров – дополнительные "свойства" меняются в зависимости от региона. Например, массовая культура ассоциирует вампиров с летучими мышами. А белорусские поверья связывают кровопийц с… совами.
В некоторых регионах Беларуси вампиры ассоциировались с совами
– На территории Полесья вампиров представляли в образе сов, которые нападали на людей, выпивали у них кровь и воровали младенцев. Этот миф был распространен также в западной Украине и на части территории Польши. Есть и другой вариант происхождения кровососов: наши предки считали, что ими становились нехорошие люди, которые при жизни не соответствовали морально-этическим нормам тех времен. Либо они при жизни были колдунами, либо убийцами – и после смерти не обрели покой и начали выходить из могилы, – рассказывает Денис Нырков.
Руководитель проекта "Уфоком" Илья Бутов
По словам Ильи Бутова, в Беларуси немало легенд о "живых покойниках", не связанных с вампиризмом напрямую.
– Кровь – это уже откровенный миф. Но, по легендам, если людям являются покойники, то они начинают чахнуть, терять силы и могут умереть. Но речи о потери крови не идет – скорее, тут можно говорить о сильном стрессе. Есть документально зафиксированный случай из деревни Акулино в Полоцком районе в XIX веке – тогда о "ходячем покойнике" написала даже местная газета: после смерти человека в доме начал твориться беспорядок, а прибывшие полицейские подверглись нападкам незримой силы. В результате покойника всей деревней выкопали, отрубили ему голову, положили в ноги и зарыли обратно, – приводит пример Илья Бутов.
Иногда подозреваемому в "нехорошем посмертии" человеку отрубали голову и клали ее к ногам
Как боролись с нежитью?
Борьба с ходячими покойниками, склонными к обществу живых людей и вампиризму, также везде велась по-разному. Тем более, что и "специализация" у них была разной.
– Особенности вампиров людская молва привязывала к событиям, происходящим в том или ином регионе. Если в деревне начинали пропадать девушки – считалось, что нежить склонна пить кровь девственниц, если находили обескровленных животных, то были уверены, что вампиры нападали на скот. В некоторых регионах вампирам приписывались магические способности, – объясняет Денис Нырков.
Так хоронили подозреваемого в вампиризме человека: поперек шеи устанавливали серп: если покойник попытается выбраться из могилы, то сам отрежет себе голову
Человека, заподозренного в вампиризме (или просто в колдовстве) при жизни, хоронили отдельно от кладбища. Что же касается оживших мертвецов, при жизни не отличавшихся ничем странным, то применялись особые методы их определения и упокоения.
– Существовал обряд, по которому находили могилы стриг и ходячих покойников. По кладбищу вели лошадь. Если она на какой-то могиле останавливалась или вставала на дыбы – значит, там лежит нежить. Ее откапывали и, в зависимости от региона, усмиряли. Могли отрубить голову и положить отдельно, перевернуть труп вниз лицом, набив рот камнями, или вовсе сжечь тело – последний вариант считался универсальным и безотказно работающим, – объясняет писатель.
По словам Ильи Бутова точной "инструкции" по борьбе с нежитью и вампирами нет. Что-то может подсказать священник (неофициально), что-то передается из уст в уста в качестве народных преданий.
Откуда взялись легенды о "живых мертвецах"?
Легенды о вампирах и нежити порождались самим страхом перед телом мертвого человека, утверждает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев.
– Культ умерших предков – один из самых древних в человеческом обществе. Люди на протяжении тысячелетий считали, что мертвец может вернуться и отомстить, или помочь. И понятен страх людей: тело умершего человека начинает разлагаться и представляет собой ужасное зрелище, которое будет долго стоять перед глазами. Именно поэтому люди так боялись, а некоторые и сейчас боятся, кладбищ. Но, поверьте, на кладбищах ничего страшного не происходит, – подчеркивает священник.
Протоиерей Александр Шимбалев
По словам отца Александра, есть вполне научное объяснение появления легенд об "оживших покойниках" - как минимум, на Полесье.
– В древности на Полесье были особые климатические условия и летаргический сон не был такой уж редкостью. Это хорошо изученная учеными тема. У людей практически останавливалась жизнедеятельность, их принимали за умерших и хоронили. А затем в могилах находили тела в неестественном положении – очнувшиеся люди пытались выбраться. Еще более показательными были случаи со шляхетскими захоронениями – гробы в этом случае не закапывали, а устанавливали в специальных каплицах. И пришедшие в себя люди начинали кричать и стучать, приводя в ужас всех, оказавшихся рядом. Так и появлялись легенды, – говорит Александр Шимбалев.
В древности могли похоронить человека, заснувшего летаргическим сном. Пробуждение было страшным…
По его словам, именно поэтому церковь приняла решение не хоронить человека как минимум три дня – эти дни гроб должен стоять открытым в доме или храме, чтобы появились очевидные признаки разложения. Это позволяло избежать закапывания живых людей.
"Деревня вампиров" Паре – грандиозная мистификация
Одним из примеров рождения легенд о вампирах, является история деревни Паре на Полесье – сейчас она известна, как "деревня вампиров". Дело в том, что на старом кладбище поселения на могилах лежат огромные дубовые колоды и стоят не менее огромные кресты.
– С мифом про "деревню вампиров Паре" мы боремся очень давно. Действительно, там на могилы кладут большие колоды-нарубы. Но такая традиция существует не только в Паре, но и в десятках других деревень на Полесье. Есть разновидности – нарубы, приклады, прихоромы и так далее. Но так сложилось, что именно Паре стала знаменитой. Естественно, никакой связи с вампирами, ходячими мертвецами, в этом нет. Скорее, речь идет о недостатке камня на Полесье и устоявшейся традиции, – объясняет Илья Бутов.
Наруб на кладбище в деревне Паре
Денис Нырков также считает, что деревня Паре обрела сомнительную славу случайно: кто-то из приезжих увидел традиционное для того региона кладбище с нарубами и, на основе собственных представлений и стереотипов, принял его за место упокоения вампиров. К несчастью для местных жителей (их всерьез раздражает известность "деревни вампиров").
Легенды о существах, пьющих кровь у людей (как правило – живых мертвецах), существуют практически у всех народов. Конечно, это не прямое доказательство их существования. Но вопросики остаются. Хотя, с другой стороны: если вампиры были столь активны в прошлые века, куда они делись сейчас? За последние десятки лет с ними никто не сталкивался. Вымерли или затаились?
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.