Он пытался отравить лауреата Нобелевской премии, хотел задушить приятеля и руководил созданием ядерной бомбы. Кто же такой Роберт Оппенгеймер: психически нестабильный человек или гениальный ум ХХ века? Разбираемся.
Роберт Оппенгеймер в 1946 году.
Мир знает Джулиуса Роберта Оппенгеймера как выдающегося американского физика-теоретика, чья жизнь и карьера оказали значительное влияние на развитие современной науки и истории XX века.
Будущий гений науки родился 22 апреля 1904 года в Нью-Йорке в состоятельной еврейской семье немецких иммигрантов. Чтобы точнее понимать благосостояние родителей Роберта, отметим, что семья жила в роскошном районе Мантэттена, а стены их квартиры украшали оригиналы Пабло Пикассо, Жана Вюйара и Винсента ван Гога.
Роберт с ранних лет проявлял исключительные способности к математике и физике. В юности он учился в престижных университетах, включая Гарвард и Калифорнийский университет в Беркли, где быстро зарекомендовал себя как талантливый ученый.
Отравленное яблоко и "ненужные люди"
Роберт проявлял блестящие способности к науке, однако, у окружающих были реальные причины сомневаться в его психическом здоровье. Однажды студент Оппенгеймер пытался отравить своего руководителя Патрика Блэкетта (в будущем Нобелевского лауреата по физике) — положил ему на стол яблоко, смоченное ядовитой жидкостью. К счастью тот отравленный фрукт не съел, а Роберта направили к психиатру.
Еще один случай произошел с приятелем Оппенгеймера Фрэнсисом Фергюсоном. Во время спора с ним будущий физик-ядерщик набросился на Фрэнка и начал его душить. История тоже закончилась без жертв.
Вообще, у Роберта с самого детства не складывались личные отношения: люди его не любили, да и он в их дружбе особо не нуждался , хотя сердечные истории в его жизни бывали, и даже довольно скандальные. Он был женат и имел сына и дочь.
Однажды Роберт признался младшему брату Фрэнку: "Физика мне нужна больше, чем друзья".
Зато науке, в отличие от людей, он отдавал всего себя. Роберт Оппенгеймер окончил университет всего за три года, затем защитил диссертацию по физике и получил звание доктора философии уже в 23 года. После успешного прохождения устного экзамена профессор Джеймс Франк, ведущий экзаменатор, отметил: "Я рад, что это наконец закончилось. Он едва не начал сам задавать мне вопросы".
Интересным фактом является то, что в 1920-х годах Оппенгеймер путешествовал по Европе, общаясь с ведущими учеными того времени, такими как Нильс Бор и Эрвинг Шредингер. Позже он вместе работал с Альбертом Эйнштейном. Его научные интересы охватывали квантовую механику, теорию поля и космологию, что сделало его одним из самых разносторонних физиков своего поколения.
Манхэттенский проект
Во время Второй мировой войны Оппенгеймер стал научным руководителем Манхэттенского проекта. Это секретная научно-исследовательская программа США, которая была направлена на создание первой в мире ядерной бомбы. Проект стартовал в 1939 году и объединил ученых, инженеров и военных специалистов для разработки оружия, способного кардинально изменить ход войны и историю мира.
Роберт возглавлял Лос-Аламосскую лабораторию, где разрабатывались основные компоненты оружия. Благодаря его лидерским качествам и организаторским способностям, команда ученых смогла успешно завершить работу и создать первую ядерную бомбу.
Роль Оппенгеймера в Манхэттенском проекте была критической: он руководил научными исследованиями, координировал работу специалистов и принимал важные решения. Его деятельность оказала огромное влияние на ход войны и на развитие ядерных технологий в мире.
В рамках Манхэттенского проекта в пустыня в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года США успешно провели испытания Тринити — первого в мире ядерного взрывного устройства.
Ядерный гриб при испытании Тринити
Это событие стало историческим прорывом, поскольку впервые была продемонстрирована мощь ядерного взрыва и была подтверждена возможность создания ядерного оружия. "Тринити" испытание называли в честь библейского символа триединства, а также как отсылку к научной и духовной значимости этого момента.
Во время испытания было использовано устройство, основанное на принципе плутониевого взрыва, которое произвело взрыв эквивалентный примерно 20 килотоннам тротила.
Первые применения ядерного оружия известны в мире как трагические события и их последствия для японских городов Хиросима и Нагасаки.
Оппенгеймер прекрасно понимал, к каким ужасным последствиям может привести безответственное отношение к ядерному оружию, и после войны он много выступал за контроль над ним и против его распространения. Позиция ученого позиция вызвала конфликты с правительством США и привела к временной дискредитации Оппенгеймера — его отстранили от всех серьезных проектов, а аннулировали допуск к секретным документам.
Студенты подражали его стилю
Роберт Оппенгеймер
Помимо научной деятельности, Оппенгеймер был активным педагогом и популяризатором науки: читал лекции и публиковал статьи, которые помогали сделать сложные физические концепции доступными широкой аудитории.
Кроме английского, Оппенгеймер на высоком уровне владел немецким языком, нидерландским, французским, немного китайским. Успешно изучал санскрит.
Правда, труды Оппенгеймера часто критиковали за использование "элегантных, но чрезвычайно сложных" математических приёмов для демонстрации физических принципов. И за математические ошибки, которые он допускал (возможно, из-за поспешности). "Его физика была хороша, — говорил его ученик Снайдер, — но его арифметика ужасна".
В 1947 году Оппенгеймер стал директором Института перспективных исследований в Принстоне.
Ученый стал научным руководителем для целого поколения молодых физиков. Студенты обожали лекции Оппенгеймера, восхищались им "за интеллектуальную утончённость и широкие интересы", а некоторые даже перенимали его манеру двигаться, говорить и одеваться.
Основные научные работы Оппенгеймера и их значение
Роберт Оппенгеймер и Альберт Эйнштейн
Теория квантовой механики и ядерной физики. Оппенгеймер участвовал в разработке теоретических моделей, объясняющих поведение атомных ядер и взаимодействия частиц. Его исследования помогли понять процессы ядерного распада и ядерной реакции.
Исследования по ядерной физике. Он занимался изучением ядерных процессов и свойств ядерных частиц, что стало основой для его дальнейшей работы над ядерным проектом.
Работа по созданию первой атомной бомбы. Участие в Манхэттенском проекте, где он стал руководителем Лаборатории Лос-Аламос, сыграло ключевую роль в разработке ядерного оружия.
Работы по космологии и астрофизике — в послевоенные годы он занимался вопросами космологии, изучая структуру Вселенной и процессы в ней. Его работы способствовали развитию современной астрофизики. Например, он описал принцип возникновения черных дыр. Если бы он не скончался в возрасте 62 лет, то за свои труды по черным дырам мог бы получить Нобелевскую премию.
Образовательная деятельность и популяризация науки. Оппенгеймер активно участвовал в научных конференциях, писал статьи и книги, способствовал развитию научного образования и популяризации физики.
Работы по этике и ответственности ученых. После создания ядерного оружия он стал обсуждать моральные и этические вопросы, связанные с использованием научных достижений, что оказало влияние на развитие научной этики.
За свой вклад в науку Оппенгеймер трижды выдвигался на Нобелевскую премию — в 1945, 1951 и 1967 годах, — но так и не получил ее.
Умер Джулиус Роберт Оппенгеймер 18 февраля 1967 года от рака гортани, оставив после себя богатое наследие как один из величайших ученых XX века.
Его жизнь — это история гения, который изменил ход истории, и одновременно размышление о моральных дилеммах, связанных с развитием ядерных технологий и других неоднозначных открытий науки.