В традиционной культуре белорусов семья без детей считалась неполноценной. Дети рассматривались как благословение, дарованное высшими силами – как в языческие времена, так и после прихода христианства. Бездетность, напротив, часто воспринималась как беда, знак божественного недовольства или даже проклятья. Как справлялись с этой проблемой наши предки? Рассказываем в очередной статье цикла "Болезни белорусов", подготовленной при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Сглазили или нагрешила?

Семьи с 6-10 детьми были практически нормой в обществе наших предков. Просто от количества детей (то есть потенциальных работников) зависело выживание в деревне. А в деревнях жило 80% населения страны. А вот бездетность была позором. Женщина, не способная родить, нередко сталкивалась с общественным давлением. И не только психологическим.

Фото крестьян в Гомельской губернии в 1903 году.jpgВ белорусских семьях было много детей. Фото сделано в Гомельской губернии в 1903 году

В народных представлениях бесплодие могло объясняться как личным грехом, так и внешним воздействием – порчей или сглазом. В некоторых случаях бездетная пара могла стать объектом сплетен, а в крайних ситуациях – подозреваться в связях с нечистой силой. Правда, мужчин это касалось в значительно меньшей степени.

banner

Особенно ярко давление на бездетных проявлялось в период позднего Средневековья, когда в Европе (и на белорусских землях тоже) усилились гонения на ведьм. Бездетность могла интерпретироваться как признак колдовства, ведь в народных поверьях ведьма якобы отказывалась от способности рожать, чтобы обрести магическую силу. Например, в XVII–XVIII веках в ВКЛ, частью которого были белорусские земли, судебные процессы над "ведьмами" нередко включали упоминания о бездетности как косвенном доказательстве их "зловредности".

"Лекарство" от бесплодия: отвар из лопухов и сон под дубом

Для того, чтобы преодолеть бездетность, белорусы прибегали к самым разным средствам, включая нетрадиционные. Знахари и шептухи играли важную роль в попытках помочь парам зачать ребенка.

Знахари и знахарки готовили отвары и настои для повышения фертильности. Например, отвар из семян крапивы или корня лопуха считался полезным для женского здоровья, а мужчинам предлагали настои из зверобоя для усиления "мужской силы". Особое значение придавалось меду и продуктам пчеловодства, которые символизировали плодородие. Знахари также советовали соблюдать определенные ритуалы: например, спать под дубом (символом силы) или носить амулеты из янтаря, который, по поверьям, привлекал жизненную энергию.

Деревенская знахарка-шептуха.jpgПри бездетности наши предки часто обращались к знахаркам

Шептухи были особенно востребованы в случаях бесплодия. Их заговоры представляли собой смесь молитв и языческих заклинаний. Например, шептуха могла провести ритуал с водой, заговаривая ее на плодородие: "Как река полна, так и чрево полно будет". Воду затем давали выпить женщине или обливали ею супружеское ложе. Популярным был обряд "выкатывания яйцом": шептуха катала яйцо по животу женщины, читая заговоры, чтобы "снять порчу" или "открыть путь" для зачатия. Яйцо потом закапывали или сжигали, веря, что оно унесет с собой причину бесплодия.

Лечебная сосна в Крупском районе.jpgЛечебная сосна в Крупском районе. Изображение – кадр из видео телеканала СТВ

Кроме того, чтобы избавиться от бесплодия, женщины ходили к "святым" источникам или камням. В некоторых деревнях сохранялись легенды о валунах, где нужно было посидеть или провести ночь, чтобы забеременеть. И не только о камнях – и сегодня есть легенда о чудодейственной сосне в Крупском районе. Чтобы забеременеть, надо раздеться и трижды пролезть в отверстие в стволе. А рядом с деревней Огородники Ошмянского района есть Невестин камень. Говорят, что если его хорошо попросить, то он поможет зачать ребенка.

Важную роль играла церковь: бездетные пары заказывали молебны, ставили свечи перед иконами Богородицы или святых, покровительствующих семье.

Невестин камень в Ошмянском районе.jpg“Невестин камень” в Ошмянском районе, который, как говорят, помогает зачать ребенка. Фото - www.osh.by

При родах помогали повитухи

Однако важно отметить, что отношение к бездетности не всегда было однозначно негативным. В некоторых случаях бездетные женщины, особенно пожилые, могли занимать особое место в обществе, становясь повитухами или знахарками. Их опыт и знания компенсировали отсутствие потомства, а бездетность иногда даже придавала им ореол таинственности, усиливая веру в их способности.

Молодая мама с младенцем и повитуха.jpgМолодая мама с младенцем и повитуха

Повитухи были ключевыми фигурами в процессе деторождения на белорусских землях вплоть до XX века. Это были женщины, обладавшие практическими навыками и сакральными знаниями, которые передавались из поколения в поколение. Повитуха не просто помогала при родах – она была проводником между мирами, ведь рождение ребенка считалось пограничным событием, связанным как с жизнью, так и с потусторонним.

В деревнях их уважали, но относились с некоторой опаской, так как их деятельность граничила с магией. Повитуха знала анатомию, разбиралась в травах, умела облегчить боль и ускорить роды. Ее роль не ограничивалась медицинской помощью: она исполняла ритуалы, чтобы защитить мать и ребенка от злых духов.

Роды средневековая миниатюра.jpgРоды. Средневековая миниатюра

Рождение ребенка в прошлом было сопряжено с множеством рисков. До появления современной медицины как матери, так и младенцы часто сталкивались с угрозой для жизни. Так, серьезной проблемой являлась детская смертность. В Средневековье младенческая смертность на белорусских землях могла достигать 30–50%. Причины разнились: от инфекций до неправильного положения плода или слабости новорожденного. Материнская смертность также была высокой из-за кровотечений, сепсиса или осложнений вроде эклампсии.

В то же время отсутствие обезболивания и инструментов делало затяжные или осложненные роды крайне опасными. Повитухи старались помочь, но их возможности были ограничены. Например, при неправильном положении ребенка они могли попытаться повернуть его руками, что нередко заканчивалось трагедией.

В XVI веке французский врач Амбруаз Паре уже делал кесарево сечение.jpgВ XVI веке французский врач Амбруаз Паре уже делал кесарево сечение. И в то же время в Западной Европе рекомендовали при бездетности есть сушеные свиные яички и молотых кротов 

Эти проблемы делали деторождение не только физически тяжелым, но и эмоционально нагруженным процессом, где надежда на удачу и божественную помощь часто была единственным утешением.

Ребенок умер? Сжечь колдунью!

Впрочем, деятельность знахарок-повитух была более чем небезопасной. Их могли обвинить в колдовстве и судить. Причем приговоры были очень жестокие. Показательна история лекарки и акушерки Раины Громычиной-Маньковской, жившей на Новогрудчине в начале XVII века.

В 1629 году молодую, но уже известную лекарку пригласили лечить 5-летнего сына Яна Станислава Сапеги. Ребенок умер, а его отец организовал суд над "ведьмой", который длился два года. Причем поводом была не смерть сына Сапеги, а акушерская деятельность Раины. В частности, 26-летнюю лекарку обвинили в том, что она околдовала плод некоей пани Могилевской и ребенок родился мертвым.

Ведьму сжигают на костре.jpgПомогавших при родах знахарок могли обвинить в колдовстве и сжечь на костре

Лекарка на допросе показала, что она "детей малых окуривать умеет и тоску отходить, это не колдовство, а дела женщин". А ее защитник на суде Юрий Море (да, у "ведьм" тоже были адвокаты!) произнес целую речь, в которой, согласно книге В.Грицкевича "С факелом Гиппократа", пыталась убедить суд в том, что “окуривать женщин при родах бобровой струей, перьями живых куропаток, перестрелом, миррой и другими травами освященными” – не колдовство, а “наука и умение лечения детей и приема родов женщинами”.

Впрочем, ни речь адвоката, ни показания самой Раины, ни заступничество ее супруга – православного священника Мартина Громыко, который сам освящал травы для жены – не помогли. В 1631 году Раину Громычину сожгли на костре в окрестностях Слонима.

Ребенка купают в лохани.jpgС 1797 года у повивальных бабок появился официальный статус

С конца XVIII века должность повивальной бабки стала официальной – они работали в больницах на государственной службе. Готовили повитух в Белостокском повивальном институте и в Вильно (в университете, а затем в Медико-хирургической академии). Во второй половине XIX века появились повивальные школы в Могилеве и Гродно. Но специалистов явно не хватало – в 1880 году в Минской губернии акушерскую помощь оказывали только в 1,12 % случаев родов.

За убийство новорожденных закапывали живьем в землю

К абортам и детоубийству также было максимально негативное отношение. За искусственное прерывание беременности и убийство новорожденного младенца полагалось казнить женщину и ее соучастников независимо от того, производился ли аборт "для встыду або боязни карання". Примеры приводятся в той же книге "С факелом Гиппократа".

Так, в июне 1752 года следователи, посланные городской радой Петрикова, обнаружили у обвиняемой в детоубийстве горожанки Агапы молоко в груди, а в сарае нашли труп младенца. Агапу, которую за 6 лет до этого бросил муж, приговорили к погребению живой в земле. После этого палач должен был проткнуть колом ее тело в могиле.

Фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена беременная.jpgФрагмент картины Рогира ван дер Вейдена

В том же году в Кричеве по схожему обвинению судили некую Алесю Куликовскую. Но свидетель, повитуха Ганна Дещицкая, на суде сообщила, что плод родился мертвым – "с облезлой шеей, руками и ногами, и на боках кожа сопрела". Суд согласился с тем, что Алеся родила мертвого ребенка, но от наказания ее это не спасло: обвиняемой присудили 100 ударов розгами и изгнали из города.

Сегодня бездетность в Беларуси воспринимается как личный выбор или медицинская проблема, а не позор. Однако в сельской местности сохраняются отголоски старых традиций, и некоторые до сих пор обращаются к знахарям или посещают святые места в надежде на зачатие.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.