В 2008 году на экраны вышел фильм режиссера Валерия Тодоровского "Стиляги". По сюжету события разворачиваются в Москве в середине 1950-х годов. Но значительную часть картины снимали в Минске, в том числе с участием белорусских актеров. А были ли в белорусской столице стиляги? Насколько фильм отражает реальные события тех лет?
Одежда – только маркер стиляг
В некоторых рецензиях на фильм "Стиляги" писали, что всё там несколько преувеличено, чем было в жизни. Мол, не было таких ярких красок.
Владислав Мисевич, фото Татьяны Матусевич
– Когда увидел эту картину, то перед глазами возник Оренбург, откуда я родом. А точнее, его окраина, Красный городок, где был паровозоремонтный завод. Жили там семьи рабочих и представителей социальной сферы. Помню резкий контраст: неухоженные улицы, бараки и буквально несколько молодых людей в ярких нарядах, – рассказывает Владислав Мисевич, сооснователь вокально-инструментального ансамбля "Песняры", заслуженный артист БССР. – Мне было лет 12, но уже тогда понял, что стиляги – это некая зона риска. С высоты прожитых лет могу сказать, что это было прогрессивное движение, в котором одежда – всего лишь маркер. В Минске девушки в начале 1960-х следили за модой, на танцах позволяли себе яркий, но не вульгарный макияж.
А вот как вспоминает то время Игорь Волчек, режиссер и композитор, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Игорь Волчек
– На мой взгляд, в том виде, как в фильме, в Минске стиляг не было. Хотя вряд ли можно провести четкую линию: вот это стиляга, а это - просто стильный человек. В моей компании никто не носил "кок", но считалось стильным бриолинить волосы. Все это, как и брюки-дудочки, довольно быстро прошло, а настоящим признаком стиля остался уровень образованности, эрудиции.
Молодые люди соревновались, кто больше прочитал книг. В студенческие годы местом притяжения для них была Ленинская библиотека, в курилке которой обсуждали прочитанное.
Игорь Волчек вспоминает, что за билетами в кино могли стоять в очереди всю ночь. В 1950-е годы показывали много трофейных фильмов, поэтому была возможность приобщиться к мировым киношедеврам. Они-то, как впрочем, и советская киноклассика, во многом сформировали эстетические вкусы послевоенного поколения.
Съемочная площадка фильма "Стиляги" в Минске. Фото предоставлено актером Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергеем Жбанковым (крайний справа)
"Золотая" молодежь в авангарде
Главным в компании киношных стиляг был Фред – сын дипломата. Роль дипломата исполнил Олег Янковский. В юности актер жил в Минске и стиляжничал, что для него значило "быть свободным, быть другим".
– У стиляг кипели страсти, любовь... Но, к счастью, меня серьезно это не затянуло. Это движение было только в СССР – ни в какой другой стране оно не проявилось, – говорил Янковский.
Субкультура стиляг проникала во все социальные слои, но "золотая" молодежь была первооткрывателем этого движения. И понятно почему.
– У таких ребят с момента рождения были удовлетворены все базовые потребности, значит, возникало желание стремиться к чему-то большему, – говорит Мисевич.
Сергей Жбанков на съемочной площадке фильма "Стиляги"
Как "перевоспитывали" стиляг?
Стиляги были героями карикатур в журналах "Крокодил" и "Вожык", а еще им разрезали брюки, стригли волосы, исключали из комсомола, что по тем временам ставило крест на обучении в вузе, карьере. Все это показано в фильме и, по оценкам наших собеседников, абсолютно соответствует действительности. По словам Игоря Волчека, общественное мнение серьезно порицало тех, кто выделялся ярким, а то и крикливым нарядом.
Кадр из фильма "Стиляги"
Владислав Мисевич вспоминает, что "Песняров" и в 1970-е годы, когда официально движения стиляг уже не было, тоже перевоспитывали.
– Перед зарубежными гастролями нужно было пройти несколько инстанций, обязательно постричься под "бокс" и скромно одеться, – говорит музыкант. По его мнению, стиляги повзрослели и в 1970-е превратились в стильных молодых людей. И пусть им уже не резали джинсы, но заметная часть общества их осуждала. Из-за банальной зависти, что вот они такие модные, и из-за страха, что они не как все.
"Песняры" перед визитом в парикмахерскую
“Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь”
Это расхожая фраза тех лет. Джаз считался чуждой музыкой для советских людей, но чем больше ее запрещали, тем больше находили возможностей слушать.
– Джаз и "Битлз" – вот наши музыкальные предпочтения. Фирменная виниловая пластинка с записями джазовой музыки по стоимости приравнивалась к джинсам. Это был настоящий дефицит! – вспоминает Волчек. – Джазом я увлекся лет в 10-11, когда впервые в парке имени Горького услышал концерт оркестра минского цирка. В нем играли "шанхайцы" – репатрианты из Китая. Конечно, были и пластинки на рентгеновской пленке, как показано в фильме, но о качестве таких записей лучше промолчать.
Владислав Мисевич говорит, что записи "Битлз" появлялись в Советском Союзе с опозданием в год-два.
– Джаз, с одной стороны, был полузапрещенной музыкой, с другой – создавали малые джазовые коллективы. В Минске я служил в оркестре штаба Белорусского военного округа. В выходные по вечерам мы играли в Доме офицеров на танцах. В нотах, например, слово фокстрот нам приказывали заклеить и написать "быстрый танец", – вспоминает музыкант. – И с другими модными мелодиями была та же экзекуция. А ноты с собой привозили ребята, которые служили в группах советских войск в странах Варшавского договора.
Окончив музучилище по классу кларнета, Влад Мисевич (крайний справа) самостоятельно освоил культовый инструмент стиляг – саксофон
– Мулявин стремился создать уникальный ансамбль. А что нас могло бы отличать от других? Фольклор! – говорит Мисевич. – Оказалось, что народная песня прекрасно сочетается с вкраплениями рока, джаза, если этим занимаются талантливые люди.
Где стиляги покупали “шузы” и “джакеток” (ботинки и пиджак)?
У стиляг был свой сленг. Совпаршивом они называли одежду советского производства или сшитую на заказ. Импортная одежда и обувь были большим дефицитом.
– Появлялись первые фарцовщики, какой-никакой туризм как въездной, так и выездной, чаще всего в социалистические страны, был. Поэтому и товарообмен существовал. Еще выручали комиссионные магазины, вот там выбор вещей был интереснее, чем в ГУМе, – рассказывает Игорь Волчек. – Болоньевый плащ и белая нейлоновая рубашка считались высшим шиком. Вообще, тогда была в почете городская культура, то есть никому не пришло бы в голову гулять по проспекту в пляжных шлепанцах и шортах. Люди всегда одевались соответственно обстоятельствам. У всех, независимо от социального статуса, была одежда "на выход". Я еще застал время, когда минские старики приходили на концерты в филармонию в смокингах.
Владислав Мисевич оказался в Минске в 1962 году, а демобилизовавшись в 1967 году, сразу из военной формы переоделся в сценический и довольно стильный костюм.
"Песняры" еще называются "Лявонами", но костюмы у них уже стильные
– Вне сцены искали разные возможности, чтобы купить что-то модное, например, ездили в Вильнюс на рынок. Помню, в Севастополе купил себе болоньевый плащ за 100 рублей – это было очень модно, престижно даже.
Позже эти плащи появились в свободной продаже, и в дождливые дни все минчане ходили словно в униформе. Для женщин шили плащи с косынкой, причем ее форма была такой, чтобы не примять прическу.
– У каждого поколения выше запросы, и это правильный ход жизни, – резюмирует Мисевич. – Я в 14 лет радовался суворовскому училищу, мол, ушел на казенное довольствие, семье будет легче. Моя дочь Каролина в том же возрасте хотела и, к счастью, имела возможность красиво одеваться благодаря моим зарубежным турам, ездить в Ялту и Сочи, когда мы там гастролировали.
Бродвей в каждом крупном советском городе
Каждый вечер стиляги прогуливались по Броду – так называли обычно главную улицу города. В Минске это был отрезок проспекта от Главпочтамта до площади Победы. Игорь Волчек говорит, что он с друзьями развлекался поездками в троллейбусе с большими окнами и подсветкой. Такой троллейбус был один в городе, ходил по маршруту № 6. Молодые люди специально его ожидали. Очень часто собирались у кого-нибудь дома, слушали музыкальные записи, сами импровизировали.
Минский Брод начинался от Главпочтамта...
...и продолжался по главному проспекту столицы до площади Победы
Рестораны - не просто общепит
Рестораны в Советском Союзе были больше, чем предприятия общепита. Днем там, в принципе, мог пообедать любой, кто готов заплатить больше, чем в столовой, а вот вечером… Помните, какой "пропуск" предъявил Фред швейцару, чтобы его компания попала в "Коктейль-холл"? Двери открывала купюра достоинством 25 советских рублей.
В Минске, по словам Владислава Мисевича, популярность ресторанов у стильных людей определялась не столько кухней, сколько музыкальными коллективами, которые там работали. Во многих из них играли будущие звезды белорусской эстрады. И да, чтобы попасть вечером в ресторан, мало иметь деньги, нужна была соответствующая случаю одежда и знакомства, чтобы в зале нашлось свободное место.
Ресторан "Папараць кветка", середина 1970-х годов
То же здание, современный вид
Среди популярных заведений Мисевич назвал рестораны гостиниц "Беларусь" (теперь Crowne Plaza), "Минск" и "Юбилейная". Ресторан фабрики-кухни, который где-то в середине 1970-х получил название "Парапаць кветка", а также "Каменный цветок", "Журавинка", "Неман" и "Заря" были в топе у посетителей. Два последних заведения не раз меняли названия, теперь в помещении бывшей "Зари" – Grand Cafе.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.