Оставаться на плаву больше 8 лет – с учетом того, какое количество марок появилось в Беларуси – непростая задача. Но The Young Cloth это удается. Хотя героини этого интервью признаются: бывали моменты, когда хотелось все бросить. “Но это путь самурая”, – шутят они. 

О том, как выживать в условиях высокой конкуренции – и при этом стабильно расти, зачем современному бренду собственное производство и почему в The Young Cloth нельзя найти остромодные модели, мы поговорили с основательницами марки – Кристиной Левонюк и Викторией Степновой.

Основательницы бренда – Кристина Левонюк (слева) и Виктория Степнова (справа)

“Отсняли вещи на фоне гаража и сообщили, что у нас теперь бизнес”

– Мы долго думали: вот возьмут у нас интервью, что будем рассказывать? – начинает Кристина. – Потому что как таковой истории у нас нет: мы в детстве не мечтали, что будем создавать что-то красивое, и не шили одежду из картофельных мешков. Просто в какой-то момент я решила, что хочу уйти из офиса, и предложила Вике…

– На тот момент – десятикласснице, – дополняет Вика.

– Да, десятикласснице Вике я предложила заняться бизнесом (смеется). Говорю: давай сделаем визы и начнем возить одежду из Европы под заказ!

Сегодня купить масс-маркет не проблема: популярные бренды представлены как оффлайн, так и на маркетплейсах. Но в 2013 году ситуация была иной: чтобы заполучить модное платье от Zara, нужно было ехать за границу. То, что во всем мире воспринималось как “одежда для всех”, в Беларуси было “одеждой для избранных”.

– Помню, как коллега предложила мне выбрать себе что-нибудь на сайте H&M: она как раз собиралась в Вильнюс на выходные. А я даже не знала, что такой бренд существует, – вспоминает Кристина.

Шоурум The Young Cloth (ул. Революционная, 17)

Сказано – сделано: девушки подали документы, получили визы и отправились в Белосток – закупаться на распродажах. 

– Потом отсняли это все на фоне родительского гаража и презентовали “новинки” в группе Вконтакте, сообщив своим трем подписчикам: теперь у нас бизнес, – смеется Вика. 

Бизнес, к слову, быстро пошел в гору: у сестер стали появляться постоянные клиенты и индивидуальные заказы. Но со временем стало понятно: долго эта история длиться не может.

– Во-первых, было физически тяжело, – поясняет Кристина. – Мы экономили каждую копейку, и часто даже не ночевали в отелях. То есть в 4 утра выезжаем в Брест, из Бреста едем до Варшавы, там выкупаем заказы и с гигантскими чемоданами едем обратно. И так – 2-3 раза в неделю. 

Во-вторых, никакого роста в таком бизнесе нет: ты просто привозишь то, что запрашивает клиент. А мы к тому моменту уже серьезно заинтересовались фэшном – у нас даже был свой блог, и хотели развиваться в этой сфере.

– Плюс изменилось законодательство – ввозить вещи “чемоданами”, как мы это дело, стало невозможно, – дополняет Вика. – Поэтому мы приостановили прием заявок и стали думать над созданием собственного бренда.  

“Подняли роллет… И наступила звенящая тишина”

Вспоминая о том, как запускался The Young Cloth, сестры сходятся во мнении: сейчас на подобную авантюру им бы уже не хватило смелости.

– Слабоумие и отвага – девиз того времени, – смеется Кристина. – Нам казалось, что идея создать бренд – уникальная, и что наша одежда точно всем понравится. С чего мы это взяли, почему не сомневались в себе? Загадка…

Крупных накоплений у девушек не было, поэтому они решили получить субсидию на развитие бизнеса от государства. 

– Я пошла в райисполком и подала заявку, – вспоминает Вика. – Для того, чтобы получить субсидию, нужно было пройти обучение и “защитить” бизнес-план.

– А я связалась со своей давней подругой Вероникой – она работала конструктором – и попросила ее помочь нам с разработкой моделей, – дополняет Кристина. – Швей, которые могли сделать опытные образцы, тоже нашли “по знакомству” – через соседей. Удивительно, но эти самые образцы сразу получились удачными – не пришлось практически ничего дорабатывать.

Одни из первых моделей бренда (2016 год). Фото из личного архива героинь

Как только Вика получила субсидию, сестры занялись поиском “дома” для магазина. Помещение сняли небольшое – всего лишь 7 квадратных метров – на цокольном этаже в ТЦ “Силуэт”.

– И тут наступает самый драматичный момент истории, – улыбается Кристина. – Мы объявили в своем блоге (и только что созданном инстаграме), что открываемся, назначили дату и время… 

– Мне кажется, лишь тогда мы впервые задумались: а что, если никто не придет? – вспоминает Вика. – А у нас финансы на исходе, и помощи просить не у кого.

– Да, до этого у нас подобных мыслей почему-то не возникало, – соглашается Кристина. – Но в момент стало страшно. Еще страшнее стало, когда мы в 11 часов подняли роллет… И наступила звенящая тишина. 

– Нервы были накалены до предела, – дополняет Вика. – Если покупателей не будет, что делать дальше? Мы даже успели поругаться.

Так выглядел первый шоурум The Young Cloth в ТЦ Силуэт. Фото из личного архива героинь

К счастью, спустя пару часов обстановку разрядили первые посетители. А к вечеру девушкам удалось распродать практически всю партию.

“Думали закрыться, но это путь самурая”

В апреле The Young Cloth исполнилось 8 лет. За это время бренд успел сменить “прописку” (теперь это просторный шоурум в центре столицы – на улице Революционной, 17) и обзавестись постоянными клиентами. А еще – бестселлерами: например, рубашкой Girl и платьями с узлом.

Один из бестселлеров бренда – платье с узлом

– Мы стараемся держать баланс между коммерцией и личными предпочтениями, – отмечает Кристина. – У нас много позиций, которые точно будут покупать из года в год в разных расцветках. Но делать одно и то же несколько сезонов подряд очень утомительно. Поэтому ищем компромисс, который устроит и нас, и покупателей.

При этом, дополняют девушки, у них не стоит цели регулярно обновлять коллекции.

– Наш подход – создавать то, что будет актуально и прослужит не один сезон, – уточняет Вика. Именно она сейчас занимается разработкой моделей. – Поэтому делаем акцент не на количестве, а на качестве – посадки, пошива и тканей. 

Что касается дизайна, мы не претендуем на уникальность. На наш взгляд, все уже придумано до нас – то же платье с узлом изначально появилось у Celine. Создавая новые модели, ориентируемся в основном на свой собственный вкус. Частично – на тренды, но остромодные позиции на один выход – не наша история.

Периодически в ассортименте The Young Cloth появляются и трендовые позиции: к примеру, брюки в пижамном стиле

Когда начиналась история The Young Cloth, локальных марок в Беларуси практически не было. Сегодня ситуация изменилась: одежду не шьет разве что ленивый. Интересуемся, как идут дела в условиях возросшей в разы конкуренции.

– Мне кажется, с момента запуска у нас всегда был рост – медленный, постепенный, но он был, – комментирует Кристина. – И уже есть свои клиенты, которые из раза в раз выбирают именно нас.

Бывали, конечно, разные моменты. Например, когда наступила пандемия, нам пришлось закрыть шоурум, и продажи сильно упали. В 2022-м тоже было катастрофически сложно выживать. Мы тогда как раз вложились в съемку для сайта.. Который до сих пор не запустили – так что ни одно фото не пригодилось, около $1500 в никуда. Размышляли: может, стоит закрыться? Но в итоге пришли к мысли: а чем еще заниматься? Это путь самурая (смеется).

Производство и семейный подряд

Спустя два года тот самый сайт вот-вот запустится. Девушки поясняют: были нюансы с настройкой системы оплаты.

– Сайт был нужен для того, чтобы мы могли принимать платежи от клиентов из-за границы – ведь многие из наших постоянных покупателей переехали жить за рубеж. Решить вопрос с подключением платежных систем было непросто. Но уже все решилось, – радостно сообщают они.

Сайт бренда уже готов – и скоро запустится

Также недавно сестры открыли собственное производство. По их словам, мера рискованная, но вынужденная.

– Вплоть до запуска я каждый день задавалась вопросом: а нам точно это нужно? – вспоминает Кристина. – Но других вариантов не было. Из-за высокого спроса (большинство наших брендов шьют на аутсорсе, плюс многие российские марки стали отшиваться в Беларуси) сильно выросли цены на пошив. И сроки готовности заказов – тоже. Мы постоянно жили в компромиссе: больше расцветок, но меньше позиций, или наоборот?

– Запуск интернет-магазина тоже повлиял, – дополняет Вика. – Сложно спрогнозировать, насколько увеличатся продажи с его появлением, но мы посчитали и поняли: если будет хотя бы +20% к текущим цифрам, мы уже не сможем удовлетворить спрос. Если только не будем шить сами.

Девушки отмечают: свое производство – это большая ответственность и гигантская финансовая нагрузка. Страшно? Да. Но сворачивать с этого пути сестры не намерены.

– Эта история ведь не только про коммерческий выхлоп, но и про большую любовь к своему делу, – резюмирует Кристина. – Иногда созависимую, иногда – абьюзивную… Но именно она заставляет двигаться вперед.

Текст: Анастасия Величко

Фото: автора, а также из личного архива героинь публикации