Дизайнер Тома Прокофьева опровергает стереотип “художник может быть голодным”, своим примером показывая, как не предать себя – и зарабатывать собственным творчеством. Хотя когда-то девушка-архитектор и не представляла, что ее платья и костюмы с уникальными принтами будут разлетаться по всему миру. Причем это тот самый случай, когда “уникальный” – это не рекламное клише, а правда – все принты Тома отрисовывает сама для лимитированных коллекций. 

Художница Тома Прокофьева 1.jpgНа Томе платье собственного бренда с принтом “Модерн” 

“Одежда – это самый простой способ нести искусство в массы” 

– Я рисую с самого детства и всегда хотела связать с этим свою жизнь. Но, как и многие, наверное, в юности пошла на поводу у этой установки: “Художник – не профессия, надо получить нормальное образование”. 

Так я стала архитектором, некоторое время проработала в найме и поняла… Я не могу так. Мне не хватает свободы и самореализации, это настолько “не мое”, что я теряю себя.

Конечно, отказаться от “понятной”, стабильной работы в пользу полной неизвестности было волнительно. Но я решила, что если не попробую, то так и не узнаю – могу ли я зарабатывать тем, что создаю.

Художница Тома Прокофьева 2.jpg

Тома пробовала себя в разном: рисовала картины (и до сих пор рисует, но, в силу занятости брендом, не так часто, как хотелось бы), делала сумочки и ключницы с ручной росписью, в коллаборации с дизайнером создавала сарафаны со стилизованными портретами заказчиц… Но нашла себя в собственной линии одежды с авторскими принтами.

– Одежда – это то, что всегда с человеком: картина, которую он носит на себе. По сути, это самый простой способ нести искусство в массы. И самый очевидный способ самовыражения, который не может остаться незамеченным другими людьми. 

Художница Тома Прокофьева 3.jpgПлатье с принтом “Кошачьи”: Тома признается, что 90% ее гардероба – одежда собственного производства

Не заметить платья от Томы Прокофьевой и правда сложно: слишком уж запоминающиеся, необычные принты. Создают их с помощью полноформатной цифровой печати на натуральных тканях (Тома говорит, что наладить такое производство в Беларуси – целое приключение, и пока в этой технике работает она одна). А вот с поиском сюжетов для принтов всё гораздо проще: вдохновение Тома находит буквально во всём – от фольклора, сказок, истории, искусства… До прогулок с любимым псом Прохором. 

Художница Тома Прокофьева 4.jpgПроцесс создания принта

– Меня глубоко увлекает искусство: художники, думаю, как никто чувствуют и передают эпоху, в которой живут. Именно поэтому голос автора гораздо важнее, чем самый выверенный с академической точки зрения рисунок. Чтобы проникнуться работами художников, не обязательно их понимать – главное чувствовать. Да, пожалуй, то, что ты чувствуешь, глядя на картину – это и есть самое ценное. 

У меня так случилось с Шагалом. Я всегда достаточно спокойно относилась к его творчеству – может быть, потому что родилась в Витебске и считала его данностью. А недавно прочла о нем интереснейшую книгу, пересмотрела работы – и открыла их для себя заново, прожила.

Та же история с Пиросмани. Смотрю на его картины – и возникает такое щемящее, доброе чувство: вспоминаю бабушку, лето в деревне, простоту и душевность этого периода жизни. Мне так это близко, что я даже сделала татуировку по мотивам его работы “Рыбак”.

Художница Тома Прокофьева 5.jpg

Еще у меня есть тату-вариации на тему “Черного квадрата” Малевича и “Поцелуя” Климта. Почему именно эти работы?

“Черный квадрат” – очень мощный символ. Ты никогда не скажешь, что его “может нарисовать любой”, если погрузишься в философию Малевича и поймешь, что он вложил в эту работу.

А “Поцелуй” Климта… Это чувства, как они есть, словленные в моменте. Он так здорово это передал! И так красиво… Климт весь – про красоту, изящество, настоящую, не пошлую роскошь… Мой любимый модернист. Хотя… Я люблю всех художников, творчество которых изучаю. В каждом можно найти источник вдохновения.

Художница Тома Прокофьева 6.jpgНемного творческого хулиганства: Тома “интегрировала” себя в некоторые из любимых работ

Как и в сказках! Я не могу выделить любимую, потому что обожаю их в целом как явление. Сказки – это ведь не просто истории для детей, это образы, идеи, паттерны поведения, которые передаются из поколения в поколение. Это передача опыта и воспитание души.

Сказки – красивый способ шифровки смыслов. Это же я делаю в своих принтах. И хочу верить, что они, во всех смыслах, украшают жизнь тех, кто их носит. Добавляют в нее чудес! 

“Когда ты работаешь на себя, нельзя себе позволить быть “просто художником”

Чудо случилось и с самой Томой: сначала она придумала свою собаку Прохора… А потом она раз – и появилась.

Художница Тома Прокофьева 7.jpg

– Я давно мечтала о русской борзой, но порода эта довольно редкая: у нас никак не получалось найти щенка. И я, думая об этом щенке, решила переписать старую свою работу: в оригинале там была я и северное сияние… А потом появилась борзая, которая меня обнимает – я ее пририсовала. 

Через пару недель в нашей жизни появился Прохор, копия собаки на картине! Он же вдохновил меня на принт “Прогулка”, один из самых любимых заказчицами: такой же естественный и, при этом, благородный, как Прохор. 

Пёс привнес в мою жизнь много радости и новых красок жизни: долгие прогулки, общение с ним укрепляют здоровье – и физическое, и ментальное. У меня как будто даже стало больше энергии и сил!

Художница Тома Прокофьева 8.jpgТот самый принт “Прогулка”

А силы Томе нужны, потому что, по собственному признанию, ей каждый день приходится учиться тому, чего она раньше не делала.

– Когда ты работаешь на себя, нельзя себе позволить быть “просто художником”. Тебе нужно обучаться маркетингу, продажам, smm. На протяжении пяти лет я делала всё это по наитию, но в последний год поняла: моей интуиции уже недостаточно, а выходить на новый уровень надо. Поэтому всерьез занялась своим образованием в сфере продвижения продукта. 

Конечно, бывают трудные моменты: когда не хватает знаний – и это тебя тормозит, когда людям не заходит новый продукт, а ты был уверен, что им понравится… И тогда хочется лечь в кровать, накрыться одеялом с головой – и не выбираться оттуда.

Но очень важно в этот момент обнять себя, успокоить и сказать: “Это не страшно, это просто этап. Ошибка, которая позволит тебе пойти вперед”.

Художница Тома Прокофьева 9.jpgБольшая поддержка для Томы – ее муж Артем. Когда в семье появился ребенок, супруг пошел в декрет, чтобы у Томы была возможность продолжать развивать свое дело.

Если бы я могла поговорить с Томой Прокофьевой, которая только-только всё это затеяла, я бы ей так и сказала: “Не сдавайся, даже если очень хочется это сделать. Некоторые ступеньки очень длинные, и они так долго не заканчиваются, что кажется, будто ты стоишь на месте. Но ты идешь, и каждый шаг очень важен. Нужно просто набраться терпения и подождать, пока это принесет свои плоды”. 

“Платье перестает быть “просто платьем”, потому что за ним стоит определенная философия, история, мечта”

Плоды точно есть: на платья Томы – лист ожидания, их полюбили не только в Беларуси, но и за рубежом.

– ДНК всего, что я делаю – это волшебство, сказка, искусство, история, индивидуальность и, конечно, ирония. Всё то, что близко мне самой. Я в принципе убеждена, что любая работа творческого человека – это в каком-то роде его автопортрет.

Художница Тома Прокофьева 10.jpgСарафан с принтом “Ботаника”

Поэтому моя одежда про то, что люблю я сама: про небанальность и красоту, но при этом про комфорт и свободу. В них можно и на праздник пойти – и собирать там комплименты, и дома поваляться в свое удовольствие (улыбается).

Покупатели это ценят, и у нас уже целое комьюнити! Мне нередко пишут, что люди в разных странах замечают друг друга по моим принтам – и подходят знакомиться, завязывается дружба. Это так здорово!

Иногда я собираю обратную связь, спрашиваю, почему выбрали меня. И чаще всего читаю в ответ, что принт как будто подчеркнул настроение, черты характера, саму личность. Мне это очень нравится! Самые разные люди находят свое отражение в моих вещах, и одежда как будто подсвечивает их внутренний мир.

Собрать такую теплую, понимающую аудиторию, говорит Тома, это непростая и ежедневная работа.

Художница Тома Прокофьева 11.jpgТома Прокофьева вместе с покупательницами, которые уже стали друзьями

– В своем блоге я много говорю о культуре, фольклоре, искусстве. Мне нравится делиться тем, что я узнала сама – и людям это интересно! Происходит какой-то взаимообмен знаниями, пониманием жизни – и, в итоге, наш общий рост. Со мной остаются те, кому близко то, что я говорю, то, что я делаю. 

Мне нравится, когда человек приходит на мою территорию (например, в блог), осматривается, вникает в то, что я транслирую… И делает выбор осознанно. Потому что ему действительно это по душе, потому что он хочет именно эту вещь.

И да, она не дешевая, но денег своих точно стоит. Это индивидуальный пошив и высокое качество ткани: одежда, которая будет с тобой много лет. 

Мне не импонирует культура потребления, когда в угоду трендам гардероб постоянно обновляется вещами, которые часто не могут прослужить и сезона. Мне нравится, когда вещь служит долго и становится частью твоей жизни. Такие я и создаю (улыбается).
И вкладываю в них много любви: от эскиза до упаковки. Лично слежу, чтоб ни одной ниточки не торчало, прикладываю свои авторские открытки и оставляю на бирке послание для того, кто купил вещь. Каждый раз – разное! То, что мне хочется сказать именно сейчас. 

Художница Тома Прокофьева 12.jpg

Забавно, но эти аффирмации работают даже со мной. Кажется, сама написала, но когда надеваю свое платье – и читаю на бирке “Следуй за мечтой” – это наполняет теплом, заряжает на чудеса! А чудес вокруг достаточно, поверьте мне, главное научиться их видеть. Для этого нужно смотреть по сторонам, ну или вверх. Главное, не себе под ноги (улыбается).

Тома признается, что создала личный бренд, сама того не зная. Было трудно, но оно того стоило:

– Я, повторюсь, до этого года не училась ничему подобному, это произошло по наитию, само по себе. Наверное, потому что ни один курс по “личному бренду” не сработает, если ты привираешь и фальшивишь. 

Но когда ты честен и транслируешь то, что есть на самом деле, как в одежде, так и в блоге, это работает. У бренда появляется лицо, и людям оно нравится: человек хочет покупать у человека. Платье перестает быть “просто платьем”, потому что за ним стоит определенная философия, история, мечта.

Понимаю, что выбрала непростую нишу: продавать искусство и одежду не для всех – гораздо сложнее, чем простую и понятную “базу”. Но если мы все пойдем по пути упрощения и очевидной выгоды, что останется? И кто сохранит изюминку, уникальность, что-то живое?
Я хочу сохранить это как в себе, так и в моих заказчиках. Поэтому и дальше пойду по своему пути: может быть, не самому быстрому, но зато очень интересному! 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.