Бренд Krasa начался как увлекательное приключение двух подруг: “Когда отшили первую партию, подумали: ну, если не продадим ничего, раздарим платья подружкам!”, – смеются его создательницы, Анна Кулакова и Юлия Субач. По факту: не просто “продали”, но и влюбили белорусок в свою одежду. Сейчас у Анны и Юли два бренда – Krasa и My Way, собственное производство и три магазина в Минске. Как удалось превратить веселую затею в успешное дело, избежать закрытия во время пандемии и не думать о конкурентах – в нашем интервью.
Юлия и Анна
Мы продолжаем наш проект Fashion Club, посвященный белорусским брендам и дизайнерам. Больше материалов проекта вы найдете по хештегу #fashion club (ссылка кликабельна).
“Стартовый капитал ушел на ткани, билеты на поезд и шоты в баре”
Юлия и Анна шутят: слово “ввязаться” – самое точное описание того, как они попали в фэшн-индустрию. До этого девушки долгое время занимались рекламным бизнесом: там познакомились, подружились и одновременно ушли в декрет. А вышли из него – с новым совместным проектом.
– В декрете мы стали думать над тем, что интересного мы могли бы создать вместе. Что могло бы у нас получиться? – рассказывает Юлия. – Самое очевидное – реклама. Но мы хорошо знали ситуацию на этом рынке и понимали, что для запуска сейчас не лучшее время.
И я говорю Ане: “Есть одна идея, но ее даже рассматривать не стоит. Вряд ли тебе это будет интересно”. Аня просит: “Ну, расскажи!”. Я и сказала: “Не поверишь, пошив одежды...” И оказалось, что она думала о том же самом! Но и ей эта идея казалась невероятной, поэтому не озвучивала.
А дальше всё развивалось молниеносно: в среду обсудили – в пятницу уже сидели в поезде и ехали за тканями в Москву.
– Мне кажется, мы засиделись в декрете (к этому моменту детям Ани и Юли было чуть больше года, – Прим.редакции) и восприняли эту историю как законное основание вырваться из дома, – улыбается Анна. – Билеты остались только в плацкарт, но это добавляло остроты ощущениям! Мы приехали в этот огромный центр “Москва-Сити” – и чудом каким-то нашли маленький магазинчик итальянских тканей. Купили около 100 метров – на что денег хватило – и повезли в Минск. Благо, что не в клетчатых сумках.
– Насчет денег: на двоих у нас было около $1 тыс., – добавляет Юлия. – Этот наш стартовый капитал ушел на ткани, билеты на поезд и шоты в баре (смеется).
“Мама говорила: “Девочки, не надо! Вы не представляете, как это трудно!”
Со своей первой партией платьев девушки отправились на тогда совсем еще молодой Fashion Market – с надеждой на то, что людям они понравятся, но без сверхожиданий.
– Это сейчас рынок стал благоприятным: много дизайнеров и площадок, где они могут представить свои работы – уже не говоря об Инстаграме, – делится Аня. – А тогда ты двигался буквально по наитию!
И я помню эти невероятные ощущения, когда люди подходят к тебе, говорят, что им нравится то, что ты создал, и раскупают платья одно за другим! Продали тогда всё, что привезли, и стало понятно, что мы двигаемся в правильном направлении.
Платье из новой осенней коллекции “Красы”
Хорошим подспорьем для девушек стало их профессиональное прошлое: Анна – опытный pr-специалист, Юлия – хороший маркетолог. Поэтому при создании моделей они ориентировались не только на свои представления о прекрасном, но и на реальные потребности женщин.
– Если ты хочешь создать успешный бренд, мало быть просто дизайнером. Мол, я творческий человек, у меня гениальные идеи, а если вам они не нравится – ну и пожалуйста, не покупайте, – улыбается Анна. – Нет, нужно свой вкус и свое видение продукта соотносить с тем, что действительно нужно людям. И работать на этом стыке.
Мы так и поступили. Изначально думали создавать платья на выход, но быстро поняли, что женщинам нужно не это. Гораздо сильнее им не хватает красивых платьев для повседневной жизни. Концепцию “Красы” нам, считайте, продиктовал наш покупатель – и мы пошли за ним.
Сервис и качество – залог успеха на старте. С первым девушки отлично справлялись сами, а вот со вторым, на первых порах, помогала мама Юлии.
Еще одна новинка от “Красы”
– У моей мамы большой опыт в конструкции и пошиве одежды, – рассказывает Юля. – На старте она была категорически против, чтобы мы шли в эту сферу: “Девочки, не надо! Вы не представляете, как это трудно!”. Но когда поняла, что мы всерьез, конечно, подключилась: здорово поддержала на старте и некоторое время курировала отшив вещей. Наши сотрудники говорили: “Страшно нам бывает, только когда приезжает Юлина мама и начинает проверять швы. Но зато когда она говорит: “Идеально!” – это лучшая похвала”.
“Производство нужно “кормить”, один день простоя – уже убытки”
В течение семи лет девушки отшивали свои изделия на аутсорсе, но два года назад пришли к собственному производству.
– С нами советуются молодые дизайнеры, которые хотят запустить свой бренд, – рассказывает Анна. – И я часто слышу от них: “Вот организую производство, начну создавать одежду, а потом ее продавать!”.
Вообще неправильная схема! Всё работает с точностью наоборот. Пока ты не научишься делать хороший продукт и не будешь на 100% уверен, что люди его покупают, не стоит думать о производстве – прогоришь. Производство нужно “кормить”, один день простоя – уже убытки.
Это серьезные риски. Но мы на них решились, когда поняли, что у нас уже достаточно опыта, а разъезды между пятью-шестью производствами отнимают всё время. Доходило до смешного: звонят с производства и говорят, что нет ниток нужного цвета или пуговицы пришли не те. И ты вместо того, чтобы продумывать новую коллекцию, анализировать продажи, весь день катаешься туда-сюда, разбираясь, что там с пуговицами и нитками.
В какой-то момент мы от этого окончательно устали, и судьба, можно сказать, сама организовала нам идеальное производство. Главный технолог, с которым мы раньше сотрудничали, перешел к нам – и помог собрать очень достойную команду.
Собственное производство дало новые возможности. Сегодня в магазинах Анны и Юлии можно не только купить платья, но и собрать полную гардеробную капсулу.
Костюм бренда My Way
– Между “Красой” и платьями сформировалась сильная связка, – говорит Аня. – Появилась концепция “если за платьем – то в “Красу”, и мы не хотели ее разбивать.
Вместе с тем, нам стало интересно создавать что-то ещё. То, что любим мы сами: футболки с нескучными принтами, оверсайз-жакеты, расслабленные брючные костюмы. Так и появился наш второй проект – My Way, который позволяет собрать самые разные образы: здесь есть и современная классика, и бизнес-кэжуал, и спорт-шик.
Хитовая футболка от My Way c Джейн Биркин и Сержем Генсбуром
Новый бренд полюбился аудитории не меньше, чем Krasa:
– Недавно позвонил коллега с вопросом: “Куда вы деваете остатки одежды после конца сезона?”. А никуда, их нет. Всё распродаем! – говорит Юля. – Главное, мониторить ситуацию, чувствовать нужный момент и вовремя предлагать людям скидки, которые их порадуют.
Кстати, интересные летние вещи от Krasa и My Way сейчас можно купить на сезонной распродаже
Мы, в целом, всегда идем навстречу покупателю, мы на его стороне. Может быть, поэтому у нас нет конфликтных ситуаций, о которых можно было бы интересно рассказать в интервью (смеется).
Зато есть абсолютно чудесные. Вот вчера девушка пришла в магазин и сказала: “Я покупала у вас платье, а у меня не списались деньги с карты! Проверьте, пожалуйста, я хочу его оплатить”.
Когда относишься к своему покупателю с уважением и доверием, это, как мы видим, всегда взаимно.
“Во время ковида нас удержали на плаву постоянные покупатели и друзья бренда”
Сейчас, когда вещи раскупаются влет, трудно себе представить, что еще три года назад девушки морально готовились к закрытию:
– Ковид больно по нам ударил. Пришлось закрыть один из магазинов… И мы морально готовились к тому, что этим дело не ограничится. Всё, к чему мы шли семь лет, разваливалось… – делится Аня. – Были дни, когда в огромный ТЦ не заходил ни один человек, а ведь расходную часть – на аренду, на зарплаты сотрудникам – никто не отменял.
При этом мы сами – волонтерили, понимали всю опасность ситуации, и совести не хватало зазывать людей на шопинг.
В тот момент нас удержали на плаву наши постоянные покупатели и друзья бренда, которые рядом с нами много лет. Например, Галя Корсак, в заведении которой мы сейчас сидим (Галина Корсак – создательница сети заведений Brioche, – Прим.редакции). Мы поддерживаем друг друга со старта наших проектов: Галя снималась для рекламы первой нашей партии платьев! И, думаю, очень символично, что спустя столько лет мы записываем это интервью тут. Что у Гали уже три ресторана, а у нас – три магазина. Идем с равным счетом (улыбается).
Поддерживать и мотивировать друг друга куда интереснее, чем конкурировать и воевать за место под солнцем, уверены Анна и Юлия:
– Мы ни с кем не соревнуемся и не видим конкурентов. Мы видим коллег, которые делают нашу работу интереснее. Новые имена, модные пространства, корнеры… Это бодрит! Рынок развивается – и это прекрасно, – говорит Юля.
– У нас всё еще принято хаять отечественную моду: то, что простят масс-маркету – никогда не простят своему дизайнеру, – добавляет Аня. – Но белорусские бренды действительно делают очень крутой продукт: нам есть, с чем сравнивать, и мы знаем, на каком серьезном уровне работают наши дизайнеры. Их вещи стоят своих денег! Больше того: цены в масс-маркете так выросли, что дизайнерскую вещь можно купить за ту же стоимость, что и кофточку Mango, которая будет еще у сотни девочек в твоем городе.
– Ну, и не стоит забывать о качестве, – говорит Юля. – Есть теория монетизации гардероба. Ее суть в том, что самая дешевая вещь твоего гардероба может оказаться в итоге самой дорогой. Ты можешь купить платье за 10 уе, но оно умрет после первой стирки – и не окупит себя. А можешь – за 100 уе, и с удовольствием носить его несколько следующих лет.
Сегодня девушки охотно делятся знаниями с теми, кто только начинает свой путь в модной индустрии. И если их в свое время отговаривали, они, напротив, уверены – если хочешь, надо попробовать.
– Несмотря на все трудности, это прекрасное дело. Конечно, важно, с какой целью ты хочешь им заниматься. Если тебе нужно куда-то вложить деньги, чтобы поскорее их приумножить, то, да, пожалуй, это не твоё.
Но если ты горишь этим, если это по любви, то рано или поздно ты придешь к своей цели. Возможностей для этого – в отличие от тех лет, когда начинали мы – просто море. Ну, а если нужны рекомендации, мы всегда открыты. Верим, что в открытую форточку залетает больше хорошего, чем из нее вылетает. Чем больше талантливых имен и ярких брендов мы для себя откроем – тем лучше для всей индустрии.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.