Работы молодой белорусской художницы Катерины Пашкевич цепляют зрителя сразу. Одних привлекает стиль и яркие цвета, которыми они написаны; других – сюжеты. “О, это же я! Всё время куда-то карабкаюсь по жизни, прямо как эта девушка на картине “По направлению к себе”, – говорит одна из гостей редакции Смартпресс. Здесь в рамках проекта Art at Work выставлены 9 работ Катерины Пашкевич из цикла “Дикий сад” и “Обустройство дома”.
Катерина Пашкевич представила 9 своих работ в офисе Смартпресс
– Прежде чем начать мероприятие, я хочу задать один вопрос: как часто вы вспоминаете то, чего не было? – обратилась к дипломатам и представителям бизнеса главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.
И гости задумались. Иллюзии, ложные воспоминания, несуществующие сны – всё это дает возможность переписывать прошлое, “украшать” свое детство. И в какой-то момент уже сложно понять: так было это на самом деле или стало плодом воображения?
На работы Катерины пришли посмотреть дипломаты и представители бизнеса
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей стала проводником по творчеству художницы
Поверенный в делах Австрии Рональд Штурм, пресс-секретарь посольства Франции Наталия Зайцева и PR-эксперт Наталья Грекович обсуждают самую эмоциональную картину
Работы молодой художницы Катерины Пашкевич как раз посвящены теме памяти. Она обращается не только к внутреннему пространству памяти, но и к памяти ложной. Когда бродишь по своим несуществующим снам, а там – дикий сад из воспоминаний. Какое хочешь, такое и вытягивай наружу, выдавай за настоящее. Отсюда и название цикла работ Катерины – “Дикий сад”.






Дикий сад с воспоминаниями – это как секретик из детства, который закапываешь в землю
– Мы часто очень бережно относимся к воспоминаниям, которые, возможно, и не имели место в нашей жизни, – говорит куратор мероприятия Юлия Кочубей и предлагает гостям рассмотреть первую картину – “Полная луна”. – Как мне кажется, девушка на этом полотне несет в руках не луну, а чашу памяти. И делает это очень аккуратно.
Катерина возле своей работы “Полная луна”
Работа “Обустройство дома”. Как говорит Катерина Пашкевич, она любит работать с цветом
Посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин и посол Грузии Георгий Саганелидзе
Работы Катерины Пашкевич выполнены в стиле магического реализма. И у каждого свое прочтение работ. Одни увидели отсылку к “Алисе в стране чудес”, другие – саму Катерину и ее переживания. Но что думает сам автор?
– Дом, созданный в диком саду, для меня символическое поле, где происходит мое погружение в себя, в собственный мир. Это место, где я пытаюсь справиться с насыщенным информационным полем, – художница рассказывает про свою работу из серии “Обустройство дома”. – Дикий сад создается из разных фрагментов памяти. Помните, как в детстве делали секретики? Когда собираешь самое дорогое и сокровенное, помещаешь все под стеклышко и закапываешь в землю. Только у меня это происходит в метафорическом внутреннем мире, который насыщаю дорогими событиями.
Директор Смартпресс Вячеслав Зенькович (слева) и поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе
Катерина Пашкевич и искусствовед Ольга Рыбчинская возле самых обсуждаемых работ – “Полнолуние” и “Огненные цветы”
Заведующая кафедрой факультета журналистики БГУ Татьяна Солодовникова (справа) и директор по маркетингу парфюмерно-косметической компании “Модум” Ольга Безводицкая
“В словах “не знаю, что будет дальше” нет обреченности и катастрофы”
“Связь с собой”, “Дикая самость”, “По направлению к себе” – каждая картина вызывает разные эмоции. Светлую радость, грусть, внутреннее терзание, переживание, надежду… Сразу гости молча за всем наблюдают, но возле работы “Полнолуние” начинают засыпать художницу вопросами. Хочется сверить свои ощущения, понять, насколько близко считали заложенный смысл.
Картина “Полнолуние” по центру вызвала разные эмоции у гостей
– Что вы здесь видите? Грусть или тихую радость?
Кажется, советнику посольства Германии Филиппу Энгстлеру понравилось творчество художницы
– Взгляд девушки будто транслирует фразу: “Я не знаю, что будет дальше”. Но в этих словах нет потерянности, обреченности, катастрофы. Это просто слова наблюдателя, – делится своими мыслями Юлия Кочубей, главный редактор Смартпресс.
– И это не про одиночество. Это больше про созерцательность, – отмечают дипломаты.
По словам художницы, эта работа не про одиночество
Глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский
Поверенный в делах Чехии Томаш Крыл обсуждает мероприятие с гостями: “Вас что больше всего зацепило?”
Катерина свое “Полнолуние” называет нетипичной работой, в ней много свободного пространства и ощущения мистической связи с космосом.
– Это точно не про скуку и одиночество. Скорее, про понимание своего мира, – рассуждает Катерина Пашкевич и признается, что для нее такое обсуждение необычно. – Это очень любопытный опыт, спасибо вам за него. Просто я никогда не размышляла в таком контексте, вы задаете конкретные вопросы, и это неожиданно. Видимо, переформатирую свои мысли.
Для Катерины вопросы гостей и их трактовки стали неожиданными
Пресс-секретарь МТС Павел Семченко
Гладиолусы как символ напора и страсти
Пожалуй, самой яркой и эмоциональной по цветам оказалась работа “Огненные цветы”. Девушку с закрытыми глазами обступают высокие гладиолусы. Только цветы ли это? Или воспоминания, которые выстраиваются вокруг тебя, хочешь ты этого или нет?
Фрагмент работы “Огненные цветы”
– Почему-то на ум приходит цитата Маркеса: “Он долго бродил, как будто искал кого-то, кого уже нашел”. В этой работе есть ощущение поиска и легкой потерянности, – рассуждает Юлия Кочубей.
Для Катерины Пашкевич гладиолусы в ее “диком саду” ассоциируются с напором, энергией, страстью. А человек должен уметь справляться с обилием разных эмоций. Кто-то из гостей заметил, что, несмотря на яркие краски, от работы веет меланхолией.
Художница Катерина Пашкевич, супруга посла Грузии Катерина и главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей
Поверенный в делах Болгарии Любомир Тодоров
Директор представительства Pharmacare PLC Полина Ялак
– Меланхолия – это не про потерянность и грусть, а про умение размышлять, – уверена художница.
Тихий оптимизм и скрытые смыслы работ
Интересно сравнивать, кто и как считывает работы Катерины Пашкевич. Какие эмоции в них закладывает, какие смыслы для себя находит.
– Моя трактовка картины “Полнолуние” абсолютно не совпала с авторской. Девушка осталась наедине с собой и задается вопросом: “А туда ли я пошла?”. Это разговор тет-а-тет. Даже по ее выражению лица видно: ей грустно, в этом много самокопания, – делится своими мыслями PR-эксперт Наталья Грекович.
PR-эксперт Наталья Грекович
А вот Катерина, супруга посла Грузии Георгия Саганелидзе, иначе считала эмоциональное состояние работ молодой художницы:
– Везде присутствует тихий оптимизм. Без исключения. Катерина – глубокий и думающий человек.
Это отметили многие гости. Творчество Катерины заставляет посмотреть на мир иначе. Вроде бы всё знаешь, удивить ничем невозможно, но ракурсы художницы переворачивают представление.
Бренд-менеджер фармацевтической компании Nobel Екатерина Ершова
– Мы создаем свой мир, опираясь на опыт, вдохновляясь им. Так появляются образы. Например, волки у меня ассоциируются с дикой самостью. Когда открываешь в себе не только светлую, но и темную сторону, которая делает тебя жестче, учит отстаивать границы. Но в то же время вспоминаю, как у бабушки в деревне на коврах были вышиты волки и они воспринимались иначе, – говорит художница Катерина Пашкевич.
“Дикая самость”, 2024
Для Катерины “дикий сад” – это возможность создать свой внутренний мир и в нем укрыться
Пока гости решали, какая же картина больше всего зацепила, Катерина отметила, что у нее любимой картины в этих сериях нет.
– “Дикий сад” и “Обустройство дома” – это циклы, над которыми еще работаю, живу с ними, – признается художница. – Пока нет временной дистанции, чтобы отойти от них и посмотреть со стороны, выделить самую эмоциональную. Поэтому каждая работа важна и дорога.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.