Почти 7000 случаев списывания с применением генеративного искусственного интеллекта были официально зафиксированы в британских университетах за последний учебный год. Как выяснило издание The Guardian, случаи академического мошенничества с участием ИИ стремительно растут, вытесняя традиционный плагиат.

Согласно исследованию, в 2023–2024 году на каждую 1 тыс. студентов приходилось в среднем 5,1 случая мошенничества с применением ИИ. Для сравнения: годом ранее таких случаев было всего 1,6. К маю 2025 года наблюдается дальнейший рост — до 7,5 случаев на 1 тыс. студентов.

джипити 

Резкое увеличение нарушений эксперты связывают с широким распространением инструментов вроде ChatGPT. При этом фиксируемые инциденты могут быть лишь малой частью реальной картины. "Я бы предположил, что пойманные представляют собой вершину айсберга", — заявил доктор Питер Скарф из Университета Рединга. По его словам, доказать использование ИИ сложнее, чем в случае обычного плагиата: даже при наличии подозрений подтверждение факта генерации текста практически невозможно.

В то время как традиционный плагиат демонстрирует устойчивое снижение — с 19 до 15,2 случаев на 1 тыс. студентов за последние пять лет — число нарушений с ИИ только растет.

Исследование The Guardian охватило 155 университетов, 131 из которых предоставил данные. В то же время, согласно опросу Института политики высшего образования, 88% студентов признаются в использовании ИИ в рамках учебы, а внутренние тесты Университета Рединга показали, что в 94% случаев работы, сгенерированные ИИ, не были распознаны системами оценки.

Издание также обнаружило десятки видеороликов в TikTok, рекламирующих студентам способы обхода ИИ-детекторов. Один из студентов рассказал, что использует ИИ как инструмент для мозгового штурма и построения структуры работы: "ChatGPT был со мной с первого курса. Всё, что я получал от него, я перерабатывал по-своему".

Другие отмечают, что ИИ помогает студентам с особыми потребностями. "Одна из моих подруг с дислексией использует его, чтобы структурировать собственные мысли. Это действительно ей помогает", — рассказала студентка музыкального колледжа.

Исследователи и преподаватели сходятся во мнении, что подход к оценке должен меняться: важно сосредоточиться на навыках, которые не могут быть легко заменены ИИ — таких как коммуникация.