После премьерного показа спектакля "Хутар" Белорусского государственного театра кукол зрители покидали зал молча. Почти не было слышно привычного для театралов обмена впечатлениями, громких эпитетов и выразительных эмоций: спектакль Евгения Корняга оказался не из разряда развлекательных. И талантливый режиссер сделал все, чтобы он глубоко вошел в сердца людей, которые его посмотрят.photo_2025-06-23_14-19-32 (5).jpg
"И как теперь спать ночью?", — сказал кто-то из зрителей на выходе из Кукольного…

Даты премьер театр выбрал не случайно. 21 и 22 июня — знаковые дни, начало Великой отечественной войны. Известный своим необычным, но глубоким прочтением режиссер за основу сюжета выбрал хорошо знакомый еще со школьной программы "Знак беды".

На постановки Евгения Корняга билеты раскупают за считанные минуты, а поклонники его таланта готовы занимать очереди в кассу театра с 6 утра, чтобы попасть в зрительный зал спустя месяц. На премьере "Хутара" побывали и журналисты Smartpress.by.
photo_2025-06-23_14-19-33 (4).jpg
Первое впечатление получаешь еще в холле театра, прямо перед входом в зал. Там находится инсталляция плуга и земли. А на земле лежит убитая маленькая птичка. Сначала смотришь на эту "картину" заинтересованно, с любопытством, ассоциируешь ее с названием пьесы. А после спектакля уже видишь ее совсем по-другому…
photo_2025-06-23_14-19-32 (2).jpgphoto_2025-06-23_14-19-33 (3).jpg
"Хутар" Корняга – это не просто сюжет, это глубокие эмоции: совместное проживание героями и зрителями маленького кусочка жизни на хуторе Степаниды и Петро Богатьков во время войны. Сначала к ним приходят полицаи, потом немцы…. Как сделать моральный выбор и уцелеть? Это про ценности и отстаивание своих убеждений, про попытку прожить это время и выжить…

Эффект создают не только куклы и актеры на сцене, выбранный режиссером сюжет, но и работа со светом. Свет, тени, туман – практически все действия на сцене происходят в полутьме. Но и полутьма разная: то яркая, то более темная, то размытая, то со вспышками… В какой-то момент начинаешь понимать, что серый туман у Корняга имеет множество оттенков, они сменяются по мере накала эмоций и роста чувства безнадёжности у героев.
photo_2025-06-23_14-19-32 (4).jpgphoto_2025-06-23_14-19-32 (6).jpg
Совершенно неожиданно посреди действия появляется интерактив. Если кто-то в разгар спектакля войдет в темный зал из светлого коридора, а потом, как бы между делом, поднимется на сцену, чтобы присоединиться к актерам – это нормально. А если в ряду перед вами у опоздавшего зрителя завязывается громкая ссора, перерастающая в драку, за отстаивание своего места – это тоже ок, все в рамках спектакля. Мы, признаться, уже готовы были бежать разнимать драчунов и звать охранников, пока не поняли, что все идет по плану – это задумка автора.

Зрители начинают чувствовать себя не просто сторонними наблюдателями, они внутри сюжета всей этой истории. Еще чуть-чуть – и мало кто удивился бы, если б сосед по ряду поднялся на сцену и стал одним из полицаев. Или тебе самому упёрли бы вилы в спину – “гнать самогон для немцев”.
photo_2025-06-23_14-19-32 (3).jpg
Смотреть за происходящим на сцене становилось тяжелее с каждой минутой. Как, наверное, с каждым днем, каждым месяцем, было тяжелее белорусам в оккупации, встречать полицаев из числа своих знакомых, видеть фашистов, получать похоронки…

Спектакль длится более 2 часов, и в какой-то момент очень хочется "включить антракт", чтобы психологически отдохнуть. Но перерыва нет. Его и не должно быть – понимаешь позже. Таким беспрерывным действом автор постановки добивается полного погружения в тему – того, после которого выходишь из зала молча и с тяжелым сердцем. Кажется, эти картинки еще долго будут всплывать в памяти.
photo_2025-06-23_14-19-33.jpg
Вот Степанида… корова… Пятро… полицай…куры… немцы… Чернота, серость, редкие картинки красной крови и – пустота. За которой может ничего уже и не быть.

Чем дальше мы от событий той войны, тем более фантастическими кажутся рассказы прадедов, советские фильмы и сюжеты старых книг. А оно было… И очень похоже, что так, как показал Корняг. Стоит посмотреть, хотя бы раз.

Ирина Киеня