Пилот "Аэрофлота" Андрей Литвинов  прокомментировал инцидент с  самолетом Ryanair, который был вынужден совершить посадку в аэропорту Минска. Эксперт заявляет, что сам бы в такой ситуации совершил посадку в аэропорту Вильнюса, а при "принуждении к другим действиям" – подал бы сигнал бедствия.

"В свете последних событий, мне задают вопрос, что бы сделал я на месте командира, которого "минируют",а потом перехватывает истребитель?  Отвечаю: 1.Занимаюсь спасением самолёта и пассажиров. 2.Принимаю решение на посадку на ближайшем аэродроме, а это Вильнюс. 3. Сообщаю о своём решении диспетчеру", - написал Литвинов в соцсетях.

По его словам, если бы его принудили к другим действиям – включил бы сигнал бедствия и доложил на аварийной частоте о нападении на воздушное судно.

Далее он бы настоял на посадке на том аэродроме, на который было принято решение, исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома и т.д.

“Если возникает реальная угроза, то следую за истребителем, но на земле требую консула и СМИ”, - рассказал о своих действиях пилот. 

Какие документы регулируют действия командира воздушного судна? 

Ситуацию с рейсом Афины-Вильнюс разобрал эксперт Украинского института будущего и блогер Игорь Тышкевич. В частности,  он обратил внимание, что существуют ключевые международные документы, которые регулируют сферу гражданской авиации: Конвенция о гражданской авиации, утвержденная IKAO, и  Конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов.

Согласно Конвенции о гражданской авиации высшим должностным лицом с момента запуска двигателя и до момента, когда он заглушен, является командир. Однако по общепринятым нормам для безопасности полетов он подчиняется наземному диспетчеру. В случае если не подчиняется - он берет на себя ответственность за решение, но теоретически нарушает Конвенцию. 

Согласно Конвенции о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов, если есть сообщение о минировании или другом ЧП (не важно из какого источника) - командир или наземные службы сообщают об этом друг другу, и экипаж также выполняет команды наземного диспетчера. 

На борт распространяется юрисдикция того государства, в котором зарегистрирован самолет (в случае с Ryanair - это различные страны) до тех пор, пока в исключительных случаях командир передает ответственность национальным органам другого государства и они принимают ответственность за судно, лиц и имущество на борту - ст. 5-2 Конвенции о преступлениях и других актах. 

Мог ли самолет продолжить полет в Вильнюс? 

  • скорее всего да, если бы это был самолет национальной авиакомпании, который бы принял решение лететь в “домашний аэропорт”

Поднимается ли авиация в случае сообщений о ЧП?

  • такие случаи бывали

Могли ли пассажиры избежать высадки, досмотра и последующего ареста?

  • нет, при угрозе минирования все пассажиры и багаж досматриваются

Как сообщалось, 23 мая в Национальном аэропорту Минск Минске из-за ложного сообщения о минировании  совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании Ryanair, летевший рейсом Афины-Вильнюс.

Министерство обороны Беларуси сообщило, что после того, как поступило сообщение о  минировании и направлении борта в Минск вместо Вильнюса, его сопровождал истребитель МиГ-29.

Позже выяснилось, что был задержан белорус, летевший этим рейсом - Роман Протасевич, главный редактор телеграм-канала, который в Беларуси признали экстремистским.

Данный инцидент осудили многие европейские политики и МИДы различных стран, а также генсек НАТО.