От создания аварийной ситуации до падения военного самолета Як-130 в Барановичах прошло чуть более минуты, руководитель полетов не менее 10 раз командовал экипажу катапультироваться, сообщил командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Голуб по итогам результатов расшифровки данных бортовых самописцев.

"На текущий момент по результатам предварительной работы Государственной комиссии (…) удалось извлечь с места падения самолета так называемые черные ящики (бортовые самописцы)", - сообщил Голуб.

"По предварительным, первым результатам расшифровки этих черных ящиков уже достоверно могу сказать: первое – аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков", - продолжил командующий.

По его словам, в данной ситуации, согласно требованию руководящих документов, а именно руководства по летной эксплуатации самолета Як-130, экипаж обязан был покинуть самолет – катапультироваться. "Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду "Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!". В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города", - сообщил Голуб.

При этом, по его словам, экипаж не покинул самолет, продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления. "В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полета и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту – высота продолжала интенсивно падать. Как показывают средства объективного контроля, от момента создания аварийной ситуации до падения самолета в точку прошло чуть более минуты", - рассказал командующий.

"В этих условиях неимоверными усилиями на высоте порядка где-то пятидесяти (более точно, мы расшифруем, будет доложено после окончания расследования уже председателем государственной комиссии), на высоте где-то около пятидесяти метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета неимоверными усилиями и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек", - продолжил Голуб.

К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку, экипажу не хватило высоты для принятия решения и безопасно покинуть самолет. "По данным бортовых самописцев на текущий момент мы видим, что экипаж управлял и воздействовал на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяют направление полета до момента касания земли. Это то, что сейчас известно после предварительных первых результатов черных ящиков", - отметил Голуб.

По его мнению, "экипаж проявил самые лучшие качества белорусских военных – он до конца выполнял свой воинский долг, он ценой своей жизни спас жизни мирных наших граждан".

Как сообщалось, под Барановичами потерпел крушение военный самолет Лидской штурмовой авиабазы Як-130, оба летчика погибли. По информации ведомства, полет выполняли  командир звена  учебно-боевой эскадрильи  116-й  шаб майор Ничипорчик Андрей Владимирович и лейтенант Куканенко Никита Борисович  - летчик звена учебно-боевой эскадрильи на Як-130 116-й шаб.