В "пандемийный" 2020-й год интернет-продажи в Беларуси, по оценке маркетплейса Deal.by, выросли на 42% в рублях. По итогам года товарооборот в онлайне составил Br2,3 млрд, или 4,5% всей розницы. О том, что происходило в белорусском e-commerce в прошлом году и ждать ли такого же стремительного роста в 2021-м, поговорили с руководителем маркетплейса Максимом Мариничем.

Лидеры немного просели, но не изменились

"Из очевидного в трендах в рамках года - сохранилось доминирование таких категорий как бытовая техника и электроника, и одежда и обувь. Они немного потеряли в своем весе, но по-прежнему абсолютно лидирующие", - рассказал Маринич в Смартэфире в среду. 

рост.png

Из новых трендов, но предсказуемых вследствие пандемии – выход на третье место категории "доставка еды". "Колоссальный рост из-за того, что люди начали перестраивать свой быт", - констатировал Маринич. Кроме того, значительно выросли продажи товаров для хобби вследствие того, что люди стали больше фокусироваться на себе и своих интересах.

70% покупок — с мобильных, оплата предпочтительнее онлайн, а доставка – самовывоз

Согласно исследованию Deal.by, за последний год каждый второй белорус купил что-либо в интернете. При этом в 70% случаев использовали именно мобильные устройства: 37% покупок были сделаны через сайт на смартфоне, 34% — в приложении. Покупать на десктопе становится все менее распространенным. В 2018-м с компьютера было сделано 58% покупок, а в 2020-м только 29%.

устройства.png

Как рассказал Маринич, большинство белорусов оплачивают интернет-покупки сразу на сайте. В 2020-м такой способ чаще всего использовали 39% интернет-покупателей. 

Самый популярный способ доставки — самовывоз. Причем 40% интернет-покупателей сообщили о том, что чаще всего они приходят за покупками в точки самовывоза. Далее следуют доставка на почту (24% интернет-покупателей) и курьерская доставка (21%), свидетельствуют данные исследования.

То, как именно будет оплачен товар, зависит от условий конкретного продавца. Так, например, на зарубежных площадках большинство белорусов оплачивают покупки сразу на сайте, а, заказывая в местных интернет-магазинах, предпочитают платить при получении. То же самое касается и доставки. Самый популярный способ доставки с китайских площадок — бесплатная доставка на почту, а с местных — самовывоз.

В 2021-м рост продолжится

По мнению Максима Маринича, в 2021-м интернет-продажи продолжат расти и наращивать свою долю в розничном товарообороте. Это связано с широким распространением интернета, улучшением сервиса в интернет-магазинах и изменением покупательских привычек.

"Даже если бы пандемия завтра остановилась, динамика бы не сбавилась. Большое количество потребителей прочувствовали выгоду и удобство интернет-покупок в разных категориях, и будут этим пользоваться дальше", - сказал Маринич.

"Не думаю, что динамика роста замедлится", - продолжил он.

Отвечая на вопрос, перешагнет ли e-commerce рубеж в $1 млрд, и не помешает ли этому возможная девальвация, руководитель маркетплейса обратил внимание, что спрос в стране импортозависимый. В частности, в двух самых популярных категориях  - бытовая техника и электроника, и одежда и обувь, велика доля импорта, стоимость которого привязана к доллару.  "И если будет какая-то драматическая девальвация – откат на какой-то период может быть из-за девальвационного шока", - отметил Маринич. 

В то же время, продолжил он, "всегда за девальвационными ожиданиями и девальвацией появляется некий провал с точки зрения спроса. А потом люди начинают восстанавливать потребление". 

"Я не думаю, что даже при девальвации какой-либо белорусского рубля мы откатимся достаточно сильно от заветной цели $1 млрд по сегменту", - резюмировал он.

Маркетплейсы мелкие интернет-магазины не убьют

Маринич убежден, что мелкие интернет-магазины с развитием  маркетплейсов не умрут.  "Я бы не сказал, что мелкие магазины должны умереть. Работа с маркетплейсом это как раз про сотрудничество, а не про отмирание", - подчеркнул он.

Он обратил внимание, что суть маркетплейса состоит в том, чтобы давать маленьким интернет-магазинам заказы. "В тот самый момент, когда они начинают встречаться со сложностями привлечения клиентов, построением собственного бренда, маркетплейс решает для них эту задачу. Он берет на себя задачи по привлечению клиентов и арбитража с точки зрения отзывов, качества сервиса и прочего", - отметил руководитель Deal.by.

В целом же говорить о "смерти" небольших интернет-магазинов в стране Маринич считает преждевременным, просто в силу того, что этот рынок растущий. "Е-commerce – один из немногих сегментов в Беларуси, который растет уже несколько лет. И если ты не растешь в нем – проблема не в Е-commerce и маркетплейсе, проблема в тебе, потому, что у тебя что-то плохо с бизнес-процессами", - подчеркнул он.

Как вылечить хромающий сервис 

Маринич согласился с тезисом, сервис остается больным местом белорусского e-commerce. Рецепт для его лечения, заметил он, давно известен. "Если упростить – хорошо делай, и хорошо будет", - заметил он.

"У потребителей есть понятные ожидания – заходя на интернет-площадку или интернет-магазин, он  хочет видеть товар, всю техническую информацию, нормальные фотографии, нормальное описание продавца, актуальную информацию о том, есть ли этот товар на складе, или его надо доставлять откуда-то, если надо  - сколько это займет времени. И что самое важное – актуальную цену", - заметил он.

выбор.png

Еще одним значимым моментом он считает общение продавца с покупателем.

В данной связи руководитель Deal.by привел в пример масштабный тест колл-трекинга, проведенного на маркетплейсе в конце прошлого года. "Мы увидели, что вне зависимости от того, какой интернет-магазин – хороший или плохой, успешный или неуспешный, большой у него товарооборот или маленький, абсолютно у всех одинаковый показатель: 30% телефонных звонков, которые  поступают в интернет-магазин, остаются неотвеченными", - рассказал он. 

"И это огромная проблема", - констатировал Маринич, отметив, что причина этому – недостаточная конкуренция.  "Поэтому можно позволять себе такие вещи", - добавил он.