К 2050 году, по данным ООН, дефицит воды в той или иной степени будут испытывать более пяти миллиардов жителей Земли. Эксперты утверждают, что Беларуси эта проблема в значительной степени не коснется, а при разумном использовании водного потенциала страна может еще и получить коммерческую выгоду. Какие в этом плане есть возможности и проблемы, обсудили участники Белорусского инвестиционного форума "Недра-2024" в Гомеле.

nedra1.jpg

Потребление в мире растет, дефицит – увеличивается

Из-за роста населения Земли и изменения моделей потребления за последние 40 лет использование воды в мире увеличивалось примерно на 1% в год, отмечает ООН в своих докладах. Растущий спрос на воду и последствия климатического кризиса имеют огромное влияние на водные ресурсы – и постепенно их истощают.

Так, с проблемой недостаточного доступа к воде хотя бы один месяц в году сейчас сталкивается 3,6 млрд человек. И к 2050 году эта цифра увеличится – как минимум до 5 млрд. 

Потенциал по пресным водам в Беларуси неограничен

– В Беларуси в ближайшие десятилетия проблем с дефицитом питьевой воды не возникнет, несмотря на всемирное потепление и изменение климата, – отметил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов.

nedra2.jpgЗаместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов (слева) и министр экономики Юрий Чеботарь

– В столичном регионе уже переходят на обеспечение населения водой из подземных источников. И сегодня мы можем расценивать имеющиеся запасы пресной воды как экспортно-ориентированный товар, – добавил он. 

nedra8.pngДанные Минприроды

Ведущий научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси Василий Пашкевич обратил внимание, что имеющиеся в стране ресурсы пресных подземных вод многократно превышают современные и перспективные объемы их потребления.

nedra7.jpgБраславские озера

– Сейчас в соответствии с Водным кодексом Беларуси пресные подземные воды рекомендуется использовать в основном для удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд и ограниченно – в промышленности (главным образом, в пищевой). Однако наличие в стране большого количества возобновляемых ресурсов пресных подземных вод позволяет говорить о возможности их более широкого использования и в других отраслях, в том числе – для орошения земель в засушливые периоды, для водоснабжения населенных пунктов и бутылочного розлива, – считает он.

Так, на территории страны выявлено 245 месторождений минеральных подземных вод. Общие разведанные запасы минеральных вод оцениваются в 61,5 тыс. куб.м в сутки, но объем их добычи пока не превышает 1 тыс. куб.м сутки.

nedra3.jpg
По мнению Василия Пашкевича, преодоление имеющегося дисбаланса между объемами разведанных запасов минеральных вод и их добычей сейчас становится одной из ключевых задач. Решить ее можно за счет вовлечения в использование новых видов минеральных вод. Например, железистых и ультрапресных.

Ультрапресная вода – это отдельная категория вод с низкой минерализацией. Ее рекомендуют использовать при сахарном диабете и других нарушениях обмена веществ, для оздоровления, при санаторно-курортном лечении, для диетического питания, для приготовления детского питания.

Сегодня в Беларуси нет промышленного розлива ультрапресной воды. Не производятся такие воды и в соседних странах (Россия, Литва, Латвия, Польша). При этом на территории белорусского Полесья (в Лельчицком районе) выявлены уникальные по своему составу ультрапресные подземные воды с минерализацией от 15 до 50 мг/л. По содержанию основных компонентов эта вода аналогична ультрапресной воде от марок-флагманов из Западной Европы.

Расчет – на рост внутреннего рынка

Внутренние потребности рынка бутилированной воды Беларуси оцениваются в 50 млн литров в год. При пересчете на душу населения это примерно втрое ниже среднеевропейского уровня. При увеличении потребления до уровня европейских стран данный сегмент может вырасти до 140-160 млн литров в год.

– Потенциал для роста внутреннего потребления есть, особенно на фоне роста располагаемых доходов домохозяйств. И задача производителей – в наибольшей степени удовлетворять спрос в каждом из сегментов, будь то соки, воды, безалкогольные напитки – с разной калорийностью, с разными вкусами, – отметил первый заместитель генерального директора "КОКА-КОЛА БЕВРИДЖИЗ БЕЛОРУССИЯ" Андрей Рощупкин.

nedra4.jpgАндрей Рощупкин

Однако возможности, в том числе инвестиционные, самих производителей бутилированной воды (их в Беларуси около 40) в некоторой степени ограничены.

– Для того, чтобы производственные предприятия могли соответствовать ожиданиям потребителя, им нужен инвестиционный потенциал. Но есть препятствия, которые ограничивают возможности производителей. Например, маркировка контрольными знаками безалкогольных напитков и соков – это достаточно большие затраты для предприятий. При этом, с моей точки зрения, в таком контроле нет большой необходимости, так как в части контроля выпуска все просто: есть объемы получаемой и используемой воды, этикетки, пробки, преформ, из которых делается бутылка… То есть проверять все достаточно легко, – заметил он.

Ценовые ограничения, которые имеют место в Беларуси сегодня, также серьезным образом влияют на развитие рынка безалкогольных напитков, констатировал Андрей Рощупкин. В то же время, это как раз та категория, по которой рынок может осуществлять саморегулирование без ценового контроля.

Он обратил внимание, что безалкогольные напитки относятся к товарам с высокой эластичностью спроса: повышение цены на 1% снижает потребительский спрос на 1,3%-1,6%. "Те задачи, которые поставлены органами госуправления по доступности товаров, для данной категории очень показательны. Когда вы увеличиваете цену значительнее, чем ожидают потребители, у вас тут же падает спрос. И в этой ситуации вы обязаны вернуться к уровню, что у вас был, например, по итогам предыдущего квартала. Эта обязанность для поставщиков этих групп товаров может быть закреплена в законодательстве.Таким образом, баланс спроса и предложения достигается без жесткого регулирования", – отметил он.

Экспортная цена бутилированной воды сопоставима с нефтью

Может ли для Беларуси питьевая вода стать нефтью? "Вполне", – считает Андрей Рощупкин.

nedra9.jpg
В настоящее время средняя экспортная оптовая цена питьевой воды в Европе составляет $200-250 за тонну, что сопоставимо со стоимостью нефти. А стоимость вод элитных брендов существенно ее превышает. Например, цена норвежской ультрапресной воды "Voss" достигает $400-800 за тонну.

По мнению Виктора Галанова, спрос на белорусский продукт, даже в условиях санкционных ограничений Запада, должен быть. "Восток для нас открыт. Еженедельно Беларусь посещают делегации – Южно-Африканские регионы, Средняя Азия, где есть в некоторой степени недостаток воды", – сказал он.

Но нужен соответствующий продукт – возможно, нишевый, с соответствующей маркетинговой историей и дистрибуцией.

"Мы понимаем, что для эффективного экспорта нужно создавать серьезные страновые бренды. Это маркетинг, это работа, которая требует больших инвестиций, людских ресурсов, исследований. И для этого тоже нужны средства, которых не в полной мере хватает сейчас производителям безалкогольной воды и напитков", – заметил Андрей Рощупкин.

Перспективы для инвесторов есть

Как отмечают эксперты, учитывая растущий спрос на рынке воды, этот сектор может представлять интерес для иностранных инвесторов. В первую очередь, для тех компаний, которые работают в странах ЕАЭС и дальней дуги.  

Безусловно, Беларусь – не единственное место, в котором есть вода. "Но у нас есть компактная инфраструктура, выгодное географическое положение, в стране реализуется комплексный подход к использованию водных ресурсов", – отметил Андрей Рощупкин.

Более того, использование водных ресурсов может быть абсолютно разным. "Это не только использование воды для производства безалкогольных напитков и пива, это развитие курортного медицинского туризма. Это тот пласт, который может быть использован инвесторами", – считает Рощупкин.

nedra5.jpg
В качестве примера он привел санаторий "Поречье", у которого есть собственный источник минеральной воды, по сути той же, что и в широко известном санатории “Друскининкай” в Литве. 

В Беларуси насчитывается 85 санаторно-курортных и лечебных учреждений, которые располагают минеральными лечебными водами.


– И, разумеется, водный туризм. Это тот потенциал, который мы могли бы использовать, и то, чего во многих странах, в том числе дальней дуги, не хватает, – резюмировал эксперт. 

nedra6.jpg

Автор: Ольга Среднева, фото: Елена Таборко

*Партнерский материал