Белорусский рынок e-commerce по итогам 2020 года продемонстрировал самый большой рост за последние четыре года, в интернете совершает покупки уже 50% всего населения страны, сообщил руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич на конференции E-commerce Day в пятницу.

Он заметил, что в целом за прошлый год розничный товарооборот в Беларуси вырос на 7,1%, это самая низкая динамика за последние годы. "При этом  e-commerce вырос на 42%, и это самый большой рост за последние четыре года", - рассказал Маринич, представляя результаты исследования, проведенного маркетплейсом по итогам прошедшего года.

"На сегодняшний день мы говорим о том, что онлайн составляет 4,5% от розничного товарооборота, это почти $1 млрд", - сообщил Маринич, отметив, что безусловно, одним из факторов, подстегнувшим рост, стала пандемия.

Согласно исследованию Deal.by, уже 50% населения Беларуси покупает в интернете. "Это то, о чем мы говорили много раз еще несколько лет назад - что нет никакого разделения онлайн и офлайн, есть только потребитель, который покупает там, где ему удобно и как ему удобно. И все, что ему нужно давать - это большое количество ассортимента, удобную цену и удобный сервис", - подчеркнул Маринич.

По данным Deal.by, до 70% покупок белорусы совершают на мобильном сайте или через мобильное приложение. 

В разрезе самых популярных категорий лидеры (первое и второе место) не изменились - это бытовая техника и электроника, и одежда. "Но что мы имеем дальше? Очень сильно за 2020 год подросла доставка еды", - продолжил Маринич, отметив, что основной причиной этого стала пандемия. Наряду с ростом самой категории, выросло и число игроков в ней.

Маринич рассказал также, что впервые в этом году Deal.by добавил в свое исследование категорию "хобби и товары для творчества ", и они сразу оказались в топ-10. "Это тоже одно из влияний пандемии: белорусы стали уделять больше времени себе, своим увлечениям, и тому, как они проводят время", - отметил Маринич.

Отрицательную динамику за прошедший год показали билеты на мероприятия; техника и электроника; одежда, обувь и аксессуары; спортивные товары. Рост продемонстрировали  доставка готовой еды и продуктов питания; мебель и товары для дома; товары повседневного пользования; товары для животных; товары для строительства и ремонта.

Самый большой чек среди категорий предсказуемо у категории "техника и электроника" (Br100), "мебель и товары для дома" (Br75), самый небольшой - в категории "косметика и парфюмерия" (Br25) и "хобби и товары для творчества" (Br20), в том числе вследствие того, что там велика доля покупок на китайских сайтах.

Согласно исследованию Deal.by, основные факторы покупки в интернет-магазине - актуальность цен (80%), выгодное предложение (79%), полнота информации (77%), гарантия на товар (73%), актуальность информации о товаре (72%), подходящие условия доставки, оплаты, обмена и возврата (71%). Основные причины отказа от покупки - малоизвестный сайт (44%), не слышали позитивных отзывов (36%), неудобная навигация и плохое представление товара (33%), долгая загрузка страницы (31%). 

Как рассказал Маринич, чаще всего покупатели проводили оплату путем онлайн на сайте (39%). В целом же, “абсолютное большинство белорусов уже доверяет безналичным платежам, готово платить карточкой на сайте, более того - готово предоплачивать товар, и это очень хороший знак для предпринимателей”, - подчеркнул руководитель маркетплейса. 

Получать товар покупатели предпочитают путем самовывоза из точек выдачи (40%) и путем бесплатной доставки на почту (24%).