Для Кремля или для себя? Чего ждать от декрета по передаче полномочий Совбезу

Президент Беларуси Александр Лукашенко на днях заявил, что готов подписать декрет о переходе власти в стране Совету Безопасности в случае экстренной ситуации. Чем продиктовано это решение, чьи интересы будет защищать этот "коллективный президент", чем не устраивает главу государства прописанный в Конституции порядок передачи власти, и причем тут Кремль, поговорили с сопредседателем движения "Говори правду" Андреем Дмитриевым.

Андрей-Дмитриев4.jpg

Съезд КПСС уже есть, теперь будет и политбюро?

Комментируя идею передачи полномочий Совбезу, Дмитриев вспомнил анекдот советских времен: купили кровать, но по чертежам, как ее не собирают, получается  автомат Калашникова. "Мне кажется, что  с "коллективным президентом" такая же история: как ни собираем, получается политбюро ЦК КПСС. Всебелорусское народное собрание уже похоже на съезды КПСС, теперь будет и политбюро", - заметил политик. 

В целом же, полагает Дмитриев, это попытка внести определенные изменения не через референдум, "который потом назад не открутишь", а через декрет, который "сегодня можно подписать, а завтра – изменить". 

Прежде всего, это следствие сложившейся в стране внутриполитической ситуации, которая остается "крайне нестабильной, крайне неоднозначной и требует новых решений". 

"Я думаю, что, конечно это попытка тех, кто находится сегодня у власти, найти какие-то решения, которые в их понимании, с одной стороны, стабилизируют ситуацию, в том числе внутри самой власти, а с другой – это еще и попытка сделать шаг в сторону России", - заметил Дмитриев.

Причем тут Кремль?

Он убежден, что Россия также озабочена вопросом, что будет в случае политических изменений в Беларуси . "Я считаю, что это будут пытаться продавать Российской Федерации, Кремлю, как инструмент обеспечения стабильности в условиях трансформации власти", - заявил Дмитриев, обратив внимание, что Кремлю "нужен понятный, легитимный инструмент обеспечения какой-то стабильности в условиях неопределенности".

"Она, конечно, заинтересована, чтобы ее интересы здесь, в первую очередь продолжение военного сотрудничества, были соблюдены", - заметил Дмитриев. По его мнению, Совет Безопасности может видеться Кремлем "как преемник, как гораздо более стабильный орган", тем более что с его членами уже есть налаженные контакты.

"Это попытка сказать тем, кто вокруг него (Лукашенко – Смартпресс) сегодня - не волнуйтесь, вы становитесь легитимным органом, который поддержит Россия в случае чего, а с другой стороны – сказать и России, что у нее будет с кем разговаривать", - считает он. 

Политик убежден, что сам формат "коллективного президента" может быть эффективен только в одном случае – если его признает легитимным  Кремль. "В другом случае он не имеет никакого значения", - заявил Дмитриев.

Чем плох прописанный в Конституции переход полномочий к премьер-министру?

"Для меня эта форма ничем не плоха. Для меня она понятна и правильна. Когда в стране более-менее существуют гражданский мир и согласие, это не  проблема. Но не в сегодняшней, крайне напряженной ситуации", - отметил сопредседатель "Говори правду". "Мы все понимаем, что система построена так, что уход персонально Александра Лукашенко, а тем более если это будет уход неожиданный, приведет к огромным внутренним процессам, и внутри власти, и внутри общества", - добавил он.

"Для того, чтобы сделать абсолютно непредсказуемый процесс более предсказуемым, в первую очередь, и для самой власти, и для России, в их понимании (властей – Смартпресс) нужен какой-то орган", например, Совбез, в который входят все ключевые  руководители страны, причем назначаются они в его состав лично президентом.

Он полагает, что люди, предложившие Александру Лукашенко это решение и продвигающие его, считают, что в узком органе, где находятся восемь ключевых руководителей страны, будет проще договориться, чем всему правительству в силу того, что там гораздо большее количество людей.  

"Ставка сделана на то, что в сегодняшней ситуации, в случае, если что-то происходит с Лукашенко, только силовой инструмент позволит удержать ситуацию. Плюс Россия, тут без нее никуда", - продолжил Дмитриев. 

При этом сам Дмитриев считает, что данный формат все равно не сработает.  "Единственный формат удержания порядка и стабильности в стране – это формат поиска согласия между разными частями общества, консенсуса, прекращения репрессий и так далее. Без этого начнутся процессы, которые мы не сможем предсказать – ни их количество, ни силу", - заметил политик. 

"Мы в прошлом году уже видели, когда общество, не важно, почему, решает, что у него появляется возможность изменить власть. Мы увидели, какая это мобилизация. И это только малая часть от того, что будет, в случае, если персонально Александр Лукашенко вдруг окажется недееспособен", - обратил внимание Дмитриев.

Что будет защищать "коллективный президент"?

"Я думаю, что люди, которые будут на тот момент в Совбезе, будут защищать две вещи – собственное положение, собственную власть, а во-вторых – ту систему, которая это положение укрепляет", - заявил Дмитриев. 

По его мнению, члены Совбеза при этом неизбежно встанут на еще более пророссийские  позиции. "Это неизбежно, потому что нужна будет в условиях неопределенности внешняя поддержка. И я не могу себе представить никого из сегодняшних членов Совбеза, кто будет способен говорить с Западом. На сегодня там нет таких людей", - отметил он. 

"Мы прекрасно понимаем, что у членов Совбеза номеров в их записных книгах, из Российской Федерации, начинающихся на +7, гораздо больше, чем номеров, начинающихся на +48, +44 и так далее. Просто потому, что так была построена политика страны последние 26 лет. А  теперь, когда де-факто мы поссорились со всеми по западному периметру, ситуация еще больше ухудшилась", - констатировал он.

Ловушка для президента?

Дмитриев убежден, что в определенной степени данный декрет является ловушкой, в том числе для самого Александра Лукашенко.

"Почему я считаю это ловушкой? Потому что это, с одной стороны, не дает никаких гарантий.  Да, эти восемь человек - руководители страны,  у них в подчинении армия, милиция и так далее... Но есть же еще просто белорусы.  И их очень много, с разными мнениями", - заметил Дмитриев. 

"Неважно, к кому перейдет власть после Лукашенко – будет ли это человек, или группа… У них будет только один  путь удержания позиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе - если они предложат путь к национальному согласию", - считает он. 

"Без этого мы неизбежно вступим в череду разного рода внутренней турбулентности, разной интенсивности", - убежден Дмитриев. 

Почему бы не ввести пост вице-президента?

По мнению Дмитриева, причина, почему у президента не возникает мысли ввести пост вице-президента, что гипотетически позволило бы цивилизованно обеспечить преемственность власти в случае часа "х", в том, что на самом деле Александр Лукашенко пока не собирается никуда уходить.

"Уходить он не собирается. Он будет тянуть, тянуть и тянуть, насколько это возможно для него, насколько он будет видеть в себе силы это делать", - сказал Дмитриев.  При этом он может "гипотетически создавать какие-то конструкции, чтобы успокоить Кремль или восемь высших чиновников". 

Он обратил внимание на высокий уровень внутреннего давления по поводу того, что будет в стране дальше, учитывая, что через четыре года должны пройти новые президентские выборы. 

"Все думают про это. Как только он назначает вице-президента, все сразу ориентируются на этого человека как на преемника, и это серьезное урезает не реальную власть Александра Лукашенко, а скажем так, символическую, которая часто сильнее прописанных полномочий", - заметил Дмитриев.

Он согласен с мнением, что именно поэтому институт вице-президентства не прижился почти нигде из постсоветских стран.  "Для Лукашенко президентом является он. Пока он видит в себе силы, и считает, что может быть президентом еще какое-то время, он не хочет создавать никаких органов, инструментов, которые могут даже намеком сказать, что президентом (в будущем – Смартпресс) может быть не он, а кто-то конкретный. Не абстрактный, и даже не коллективный, а конкретный человек", - сказал сопредседатель "Говори правду".

Что ждать после подписания декрета?

Дмитриев полагает, что принятие декрета о переходе к Совету безопасности всей власти в стране в "случае необходимости" сводит к нулю целесообразность проведения референдума по внесению изменений в Конституцию Беларуси. 

"Если этот декрет будет подписан – это практически сводит к нулю необходимость проведения референдума. Потому что тогда – все, вопрос решен, если Москва это примет как достаточность (как инструмент обеспечения стабильности – Смартпресс)", - отметил Дмитриев.

"Больше никому этот референдум не нужен. Сам Лукашенко много раз повторял, начиная со Всебелорусского собрания, что, по их опросам, 62% белорусов абсолютно довольны действующей Конституцией", - заметил политик.

"Я думаю, что как только Россия перестанет давить по теме конституционного референдума, необходимость в его проведении отпадет", - продолжил Дмитриев.  "Скажут, мы не готовы, поступило 10 тысяч предложений, надо их обрабатывать. Давайте (проведем референдум  – Смартпресс) ближе к парламентским выборам 2023 года… Там будем решать. Это будет логичное решение действующей власти", - полагает Дмитриев.

"Что это означает для нас? Останется напряженность в стране, которая будет постоянно взрываться по разным поводам, не всегда даже напрямую связанным с политикой. Второе - внутреннее напряжение этой системы тоже будет расти. Потому что людям все-таки нужен ответ, что дальше. И этот ответ  невозможен без ответа кто дальше, и как дальше", - подчеркнул Дмитриев.





похожие новости