Уже на этой неделе начинает действовать Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.

С 1 августа в нем будут собирать информацию о всех автомобильных компаниях-перевозчиках, которые работают в нерегулярном сообщении, в том числе такси, и их водителях; о транспортных средствах, которые они используют (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси); а также о диспетчерах.

Собирать и систематизировать такую информацию будут из множества источников: инфосистем ГАИ, "Белтехосмотра", Бюро по транспортному страхованию, Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения. 

Пока тест

В тестовом режиме реестр заработает с 1 августа, а с 1 ноября - в полноценном режиме.

И с последней даты работать без включения сведений в реестр будет нельзя. Как и в случае нарушений, которые будут оцениваться уже во время тестового режима.

Как сообщал заместитель министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина, "вводится возможность ограничить присутствие на рынке перевозок пассажиров недобросовестных перевозчиков и диспетчеров". 

За что могут исключить из реестра?

За нарушения со стороны водителей или перевозчиков, например, перевозки пассажиров на неисправных машинах, без техосмотра или с выключенной кассой, предусмотрен механизм приостановки сведений в реестре на срок до трех месяцев - и в этот период работать будет нельзя.

За регулярные же нарушения из реестра вовсе исключат.

К слову, анонсируя ранее введение реестра, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий отмечал, что "около 90% проверяемых транспортных средств компаний, которые выполняют пассажирские перевозки в нерегулярном сообщении, не соответствуют требованиям законодательства". В частности, "далеко не каждый автомобиль нерегулярных перевозчиков проходит гостехосмотр, также не всегда ведется ежедневный контроль технического состояния транспортных средств".

Нововведение, как подчеркивали в Минтрансе, призвано помочь обеспечить безопасность перевозок, создать равную конкуренцию и устранить ситуацию, при которой "значительная часть перевозчиков не исполняет обязательства перед государством - это неуплата налогов, сокрытие выручки, нетрудоустройство водителей в компаниях". Замглавы ведомства Сергей Дубина особо обращает внимание, что это "не ужесточение, а создание равных условий конкуренции на рынке перевозок пассажиров".

Что изменится с 1 ноября?


Помимо упомянутых требований, которые с этой даты вступят в полной мере в силу, с 1 ноября внесение в реестр станет платным (с 1 августа по 31 октября оно бесплатно, без взимания госпошлины):
  • 2 базовых величины за транспортное средство (в настоящее время это 80 рублей)

  • 1 базовую величину – за водителя (40 рублей);

  • 100 базовых величин – за диспетчера (4000 рублей).

И, как было сказано, если по 31 октября реестр работает в переходном, тестовом режиме, то с 1 ноября оказание услуг перевозки пассажиров таксистами и другими нерегулярными перевозчиками без внесения в него, запрещается.

С этой же даты иностранные диспетчеры такси (к ним относится, к примеру, то же "Яндекс Такси"), чтобы иметь возможность работать, должны зарегистрировать в Беларуси юрлицо. Впрочем, как сообщал министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, в том же "Яндекс Такси уже "заранее начали потихоньку переводить серверы и создавать юридические лица на территории Республики Беларусь".

Подорожает ли такси

Хоть, как видно, для перевозчиков нововведение сюрпризом не стало, как прогнозируют эксперты, рынку потребуется еще время, чтобы окончательно войти в колею.

Опрошенные Смартпресс профессиональные перевозчики сходятся во мнении, что для пассажиров это обернется подорожанием услуг. Насколько вырастут цены, прогнозировать сложно.

Как считает один из специалистов, профессиональный участник рынка такси Борис Медник, не все захотят быть включенными в реестр и исполнять прописанные новыми правилами требования. Также, транспортная инспекция может приостановить деятельность как целых таксопарков, так и отдельных водителей и автомобилей.

"То, что спрос увеличится - это точно. Другой вопрос как сильно и надолго ли? По моему мнению, полгода будет дороговато ездить на такси. Пока рынок подстроится, пока парки смогут добрать недостающие машины и водителей", - отметил эксперт.