Правительство Беларуси намерено стимулировать приобретение и использование электротранспорта в стране. Это следует из комплексной программы развития электротранспорта до 2025 года, утвержденной постановлением Совмина №213.

электромобиль.jpg

Так, согласно документу, предполагается внести изменения в Правила дорожного движения, предоставив пользователям электромобилей право двигаться по полосе, выделенной для маршрутных транспортных средств. Автомобилям с двигателем внутреннего сгорания запретят парковаться в местах, предназначенных для зарядки электромобилей. Разработать соответствующий проект указа должно МВД уже в текущем году.

Помимо того, предполагается сохранить ряд уже действующих норм (инвестиционный вычет юрлицам, эксплуатирующим электромобили, нулевой НДС при ввозе физлицами электромобилей для личного пользования, освобождение электромобилей от взимания платы за пользование коммунальными парковками и другие).

Планируется также разработка программ кредитования приобретения электромобилей и лизинговых программ.

Ряд мероприятий будет направлен на стимулирование научных исследований, а также на производство электротранспорта, его компонентов, объектов зарядной и сервисной инфраструктуры.

В частности, предусматривается разработка электродвигателей и их систем управления (инверторов) для транспортных и технологических машин. Внедрять их в производство планируют на базе ОАО "Могилевлифтмаш" и ОАО "Измеритель", "что позволит повысить уровень локализации производства и уменьшить зависимость от зарубежных поставщиков". Предполагается также разработка аккумуляторов и коробок передач для электротранспорта.

В рамках программы предусматривается выпуск новых образцов электротранспорта (грузовых электромобилей, автомобиля-мусоровоза, карьерного самосвала, электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах).

Кроме того, планируется создание экспериментального сборочного производства единичных образцов и малых серий электромобилей различных модификаций (в том числе по характеристикам конкретного заказчика) в ГНУ "Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси".

Запланирована также разработка госстандартов в области электротранспорта, его компонентов и инфраструктуры, гармонизированных с международными и европейскими документами. Планируется усовершенствовать порядок госзакупок электротранспорта, компонентов, объектов зарядной и сервисной инфраструктуры.

Всего на реализацию программы предполагается направить более Br63,4 млн, в том числе на организацию производства электротранспорта – более Br51,2 млн.

Согласно оценкам разработчиков программы, количество зарегистрированного легкового электротранспорта в Беларуси в 2025 году вырастет до 12 тыс. единиц с 3,6 тыс. в 2021 году.    Доля городского пассажирского электротранспорта в общем количестве городского пассажирского транспорта составит 43% в 2025 году против 35% в текущем году.