МНС предложило бизнес-союзам помочь в борьбе с зарплатами "в конвертах", те ответили, что властям сначала надо разобраться с первопричиной

Министерство по налогам и сборам предложило бизнес-союзам объединить усилия в борьбе с выплатой заработной платы в конвертах и включиться в работу по соблюдению налогового законодательства и профилактике случаев уклонения от налогообложения.

В Республиканском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в ответном письме заметили, что в своей деятельности и во взаимоотношениях с членскими организациями всегда руководствуются необходимостью четкого и точного соблюдения законодательства, в том числе налогового. Но при этом обратили внимание, что "прежде всего необходимо разбираться с причиной явления, а не борьбой с ним".

деньги конверт2.jpg

В РСПП считают, что больше половины выплат в конвертах базируется на чрезмерной налоговой нагрузке в очень сложных экономических условиях, особенно пандемии, политического кризиса и недальновидных и агрессивных заявлений относительно частного бизнеса. "Несомненно присутствует некоторый субъективный фактор у потенциальных нарушителей – уклоняющихся по ряду личных причин или особенностей характера и воспитания, но необходимо признать и наличие достаточно серьезных объективных причин, которыми обусловлены подобные явления", - говорится в письме.

В союзе обратили внимание проблему дефицита ресурсов и низкую рентабельность организаций, что является следствием высокой фискальной нагрузки. 

"Сдерживающая фискальная политика проводится, как правило, в краткосрочном периоде в целях снижения инфляции спроса, сдерживания циклического подъема экономики. Она характеризуется высоким уровнем налогов и государственных расходов. В долгосрочном же периоде это приводит к снижению темпов экономического развития, стагнации и рецессии", подчеркивают в РСПП.

По данным министерства финансов Беларуси, в последние годы налоговая нагрузка составляет около 25%, отчисления на социальное страхование – чуть больше 10%, неналоговые изъятия – примерно 5% к ВВП.

"Но, это средние показатели по стране. По данным же анкетного опроса, проведенного БСПН еще в марте 2018 г., у 25,8 % организаций, ответивших на вопрос о величине налоговой нагрузки, она составляла в 2017 году не 25%, а более 40% к добавленной стоимости, а у отдельных организаций она была значительно выше. Кроме того, коммерческие организации вынуждены нести расходы по администрированию обязательных платежей, которые оцениваются от 5 до 10% добавленной стоимости", - отметили в союзе.

"Даже предварительный анализ полной фискальной нагрузки, сделанный из открытых источников в Беларуси, очевидно иллюстрирует невыгодное положение белорусских субъектов хозяйствования частной формы собственности относительно как нашего основного партнера, Российской Федерации, так и стран дальнего зарубежья", - подчеркивают в союзе.

Проблема "особых условий" для госорганов и госпредприятий

В РСПП полагают, что для эффективной борьбы с выплатами "в конвертах" важна выработка чувства социальной справедливости, в объемах и формах налогообложения и налогового администрирования, что в Беларуси сформировано не в полной мере. "С таким чувством никак не коррелируют околозаконные методы распределения льгот в среде государственных предприятий и служащих", - заметили в союзе.

В качестве одного из примеров в РСПП привели ситуацию в секторе ЖКХ, возникшую с принятием указа №478 "О  закупках в жилищно-коммунальном хозяйстве". "В обход законодательства о закупках за счет собственных средств разрешено закупать услуги без тендера по любой цене у госпредприятий, в противовес необходимости соблюдения установленной законодательством процедуры при заключении аналогичных договоров с представителями частного бизнеса", -утверждают в союзе.

По мнению РСПП, очевидна проблема недобросовестной конкуренции  - "для  госорганов и "госпредприятий" повсеместно создаются особые условия и  исключения из установленных законодательством правил".

Кроме того, полагают в союзе, сегодня отсутствует должная ответственность работников правоохранительных и контролирующих органов по тем случаям, где даже в суде не были поддержаны их действия, более того – были признаны необоснованными.

В РСПП подчеркнули, что для бизнеса имеют особое значение случаи – и это целый ряд кейсов – по которым существовали разъяснения государственных органов, полученные субъектами хозяйствования путем подачи официального запроса в порядке обращений юридических лиц.

В союзе также напомнили, что бизнес-сообщество давно настаивает на проведении анализа результатов исполнения директивы президента №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", в частности пункта 9.1, в соответствии с которым в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

"К сожалению, на практике, наше долгосрочное взаимодействие с государственными органами содержит ряд абсолютно негативных примеров", - пишет РСПП.

Закон обратную силу почему-то имеет

Еще одним примером несистемного подхода, в том числе МНС и других органов, является письмо КГК о налогообложении ИП: по сути озвученные предложения противоречат подпункту 9.3 пункта 9 директивы № 4 в части требования "исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения".

"Налоговыми органами фактически  предпринимается попытка возрождения печально известного указа №488 через ретроспективное применение пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики – еще один "кирпичик" в построение "стены" между государственным регулированием и чувством безопасности и справедливости у бизнеса", - констатируют в союзе.

"Право распространять налоговые корректировки на предыдущие периоды очевидно позволяет контролирующим органам сегодня заявлять, что плательщики уже вчера стали недобросовестными и доначислять налоги организациям, чья деятельность ещё вчера не вызывала никаких вопросов у этих же контролирующих органов при наличии все тех же данных о плательщиках", - заметили в РСПП.

В союзе подчеркивают, что в условиях текущей экономической ситуации в стране, когда внешние и внутренние вызовы требуют мобилизации усилий общества в целом, проверки бизнеса, приводящие к изъятию существенных сумм в виде налогов, доначисляемых за предыдущие периоды по новым правилам, приводят к ликвидации многих плательщиков.

"Убивая плательщика, государство теряет поступления в бюджет, теряет рабочие места и зарплату, как источник поступления подоходного налога в бюджет, а также снижает общую покупательскую способность населения: теряя рабочее место человек вынужден экономить, чтобы выжить", - отметили в РСПП.

Но самым несоразмерным из последствий применения пункта 4 статьи 33 НК, по мнению экспертов союза, является возбуждение уголовных дел по актам проверок: каждый акт проверки с применением пункта 4 статьи 33 НК попадает в органы финансовых расследований и далее в следственные органы, поскольку основание для направления туда документов зависит только от суммы доначисленных налогов (2000 и более базовых величин).

"Мы хотим подчеркнуть, что бизнес остро заинтересован в прозрачности применяемых государственными органами подходов к трактовке нормативных правовых актов, поскольку установление четких правил, нарушение которых повлечет применение мер ответственности, обеспечивает нормальное функционирование всей системы" - говорится в письме.


похожие новости