Правительство Беларуси постановлением № 56 утвердило госпрограмму "Малое и среднее предпринимательство" на 2021–2025 годы. Власти собираются в ее рамках заняться укреплением институциональной базы, упрощением регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов, укреплением потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и стимулированием деловой инициативы.

По данным разработчиков программы (опубликована на Национальном правовом интернет-портале), начинающие и действующие предприниматели сейчас  сталкиваются рядом вызовов и барьеров, препятствующих их развитию. В части бизнес-среды это значительное количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности; вмешательство должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования; недостаточная прозрачность судебной практики; нарушение принципа равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности, совмещение функций регулятора отрасли и собственника государственных предприятий в структуре одного госоргана.

Наблюдаются также проблемы в части навыков предпринимателей  и их компетенций. Есть вопросы с доступом субъектов МСП к рынкам сбыта – как из-за недостатка информации и знаний о потенциальных рынках сбыта и способах выхода на них, так и из-за сложных и дорогостоящих процедур оформления разрешительных документов для продвижения товаров.

В части доступа к финансированию отмечаются проблемы из-за отсутствия обеспечения для получения кредитов банков, особенно у субъектов МСП, находящихся на ранней стадии жизненного цикла; незначительного количества и объемов доступных альтернативных источников финансирования (институтов микрофинансирования, венчурных и инвестиционных фондов,  прямых инвесторов).

Как собираются решать проблемы

Для решения имеющихся проблем авторы программы разработали комплекс из порядка 40 мероприятий.

Предполагается, в частности, либерализация уголовной ответственности за экономические преступления. Так, планируется  в 2021–2022 годах внесение изменений в УПК и КоАП в части сокращения оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере; обеспечения соразмерности наказания совершенному правонарушению; исключения оценочных категорий. Предполагается также ограничить на этапе предварительного расследования и судебного производства по экономическим преступлениям избрание в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения домашнего ареста или залога.  

Среди других мероприятий - разработка и нормативное закрепление стимулирующих мер для организаций, оказывающих услуги бизнесу,  совершенствование механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки МСП и организациям, оказывающим услуги бизнесу.

В планах также создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей; разработка и введение индекса административной нагрузки на бизнес. 

Кроме того, власти Беларуси намерены расширить использование механизмов удаленных проверок в отношении деятельности МСП, внедрить институт саморегулирования и сорегулирования по отдельным видам экономической деятельности, заняться совершенствованием налогового законодательства, арендных отношений и организационно-информационной поддержкой стартап-движения.

Ожидаемые итоги программы

Как  рассчитывают разработчики программы, удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов МСП в общем объеме выручки в 2025 году вырастет до 49% с 43,3% в 2021 году, удельный вес их инвестиций – до 40,1%. 

Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего  предпринимательства, в общем объеме валовой добавленной стоимости должен составить  в 2025 году 33% против 29% в 2021 году, доля МСП в общем объеме экспорта товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений) – 35% против 31%.