Пандемия на несколько лет ускорила цифровизацию банковского сектора в Беларуси – эксперт

11:11
03.02.2021

Пандемия Covid-19 привела к всеобщей цифровизации банковского сектора Беларуси при работе с физлицами, сокращению клиентопотока и оптимизации сети банков, рассказал Смартпресс заместитель председателя правления ОАО "Банк Дабрабыт" Александр Плитко.

Он обратил внимание, что коронавирус повлиял на весь сегмент ритейла. В России, например, по экспертным оценкам, пандемия сократила customer journey - путь потребителя к товару или услуге как минимум на пять лет по сравнению с тем, как планировалось.

"Взаимодействие банков с физическими лицами - это тоже ритейл. И я бы согласился с мнением, что в отношении белорусского банковского сектора - это те же пять лет", - сказал Плитко.

Цифровые карты и возможность оформить кредит, не выходя из дома

"Что массово произошло в банковском секторе как ответ на коронавирус? У многих банков до пандемии не было доставки карт. Теперь она появилась. У многих банков исторически при выдаче карт использовались бумажные конверты с пин-кодами. Им на смену пришла рассылка пин-кода через СМС либо push-уведомления", - отметил собеседник. 

У банков также увеличилось количество клиентов, которые они получают через Межбанковскую систему идентификации (МСИ позволяет, единожды пройдя процедуру личной идентификации в одном из банков, получать обслуживание посредством цифровых каналов и у других участников финансового рынка).

"Если говорить про Банк Дабрабыт – то количество новых клиентов, которые мы получили через Межбанковскую систему идентификации, выросло более чем в 14 раз", - рассказал Плитко.

Все больше клиентов пользуются мобильным банком. "Причем только мобильным банком у нас пользуется 86% клиентов, и мобильным, и интернет-банком – порядка 10%", - заметил собеседник.

Клиенту во многих случаях уже нет нужды физически приходить в банк для открытия платежной карточки – это можно делать в on-line режиме. "Белорусские банки дают возможность выпустить как цифровую карту, так и физический "пластик". В первом случае она оформляется сразу же, во втором – придет на почтовый ящик или вместе с курьером", - рассказал Плитко. 

Практически во всех банках через мобильный банк или интернет-банк клиент имеет возможность открыть текущий счет, все виды вкладов, получить кредит. "Оформление кредита on-line кстати стало одним из наших главных проектов в прошлом году. По этой услуге мы получили более 100 тыс. заявок, что по количеству сопоставимо с тем, сколько получила вся наша стационарная сеть – а это 20 офисов по всей стране", - сообщил заместитель председателя правления Банка Дабрабыт.

"Таким образом, сейчас клиент получает банковские услуги, находясь дома либо на работе в удобное ему время в прямом смысле 24/7. И ему нет необходимости приходить в банк за базовыми продуктами", - констатировал собеседник. 

Все клиенты и услуги в on-line все же не ушли  

По данным Банка Дабрабыт, число людей, которые пришли в их офисы в прошлом году для совершения кассовых операций, по сравнению с доковидным 2019 годом практически не изменилось. Но тут в определенной степени сказался всплеск ажиотажного спроса на валютно-обменные операции, отмечавшийся весной и в августе-сентябре. 

"А вот для совершения операций со специалистами розничного бизнеса клиентов пришло на 20% меньше", - рассказал Плитко. В итоге банк принял решение закрыть шесть своих площадок в прошлом году. "И тенденция на закрытие офисов была характерна практически для всех белорусских банков", - заметил он.

Почему люди продолжают приходить в банковские отделения? "Есть продукты, которые неэффективно либо же вообще невозможно продавать исключительно в мобильном банке, вне стационарной сети – это доверительное управление, консультации, инвестиционное финансирование, накопительное страхование, ипотечные или другие "длинные" продукты. Одно дело выдать потребительский on-line кредит, а другое – подписаться через мобильный банк на ипотеку, когда у банка не будет полноценных сведений об объекте недвижимости, поручителях, допзалогах и других аспектах сделки", - пояснил Плитко.

Есть и клиенты, которым нужно пообщаться со специалистом банка "вживую". "Допустим,  вкладчик пожилой человек, у которого есть условно $20-50 тыс. Он, безусловно, придет в банк, для того, чтобы понимать и слышать сотрудника, и получить от него договор на бумаге с печатями", - отметил заместитель председателя правления Банка Дабрабыт. "Если же это будет небольшая сумма депозита, то вкладчику будет комфортнее открыть его удаленно", - полагает он.

В 2021 году тенденция на on-line усилится

По мнению эксперта, тенденция ухода в on-line будет характерна и для 2021 года. 

"На мой взгляд, она даже усилится. Так как те клиенты, которые уже перешли в on-line, не вернутся в формат офисов, а новые наоборот будут видеть, что это удобно и доступно", - считает Плитко. 

Второй причиной, продолжил он, станет появление все большего числа новых продуктов, которые создаются сразу либо для продаж исключительно в цифровых каналах, либо гарантировано в обоих – и дистанционно, и в стационарной сети. Кроме того, банки в настоящее время активно работают над созданием цифровых платформ своих услуг или кросс-платформ сервисов со своими партнерами. 

Плитко также обратил внимание, что практически все новые модели мобильных телефонов выпускаются с модулем NFC, и это все больше расширяет возможности для бесконтактной оплаты посредством  различных систем - Apple Pay, Samsung Pay, Garmin Pay, Кошелёк Pay. Он привел данные компании Visa, согласно которым Беларусь уже вышла на второе место в регионе CEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток, Средний Восток и Африка). "По уровню проникновения оплаты карточками и бесконтактным способом из 17 стран этого региона мы уступаем только Грузии", - заметил собеседник.

В целом, резюмировал Плитко, по многим группам товаров или услуг, люди приходят к пониманию удобства on-line формата, так как это экономит время и повышает эффективность проживаемого дня.


похожие новости