Российские частные образовательные проекты, которые организуют кадавер-курсы для врачей (обучение прикладной анатомии на телах), столкнулись с дефицитом биоматериала, сообщает "КоммерсантЪ".

Руководитель образовательного проекта KinesioCourse, врач-реабилитолог Михаил Касаткин рассказал изданию, что последние несколько лет медвузы, частные медицинские компании, образовательно-информационные проекты закупают трупный материал за рубежом из-за особенностей законодательного регулирования этой области в России.

Основным поставщиком кадаверов в Россию были США — благодаря закону о донации и отсутствию запрета на вывоз тел. Однако после введения антироссийских санкций американские компании перестали напрямую работать с российскими.

Из-за этого цена кадавера выросла на 80–100%, а стоимость курсов для врачей — на 20–30%.

Поставку отлаживают в рамках параллельного импорта. Но, по словам Касаткина, российские компании, которые пытаются наладить поставки в рамках параллельного импорта, тоже сталкиваются с отказами, так как коллеги в других странах не хотят портить отношения с американскими партнерами.

Команда проекта KinesioCourse, уточнил он, сделала запас "свежезамороженного трупного материала на год-полтора". Большинство же подобных проектов в России переходят, по его словам, на пластинаты — специально подготовленный трупный материал, который можно использовать многократно. Минус в том, что его невозможно "вскрыть, разделить сухожилия, посмотреть, как устроен человеческий организм изнутри". Описывая масштаб потребности в трупном материале, Касаткин отметил, что, например, для косметологов в среднем в год нужно более 300 голов, для пластических хирургов — порядка 140 торсов.

Клиническое изучение трупного материала, пояснил Касаткин, дает более точное понимание мануальных техник, инвазивных методов воздействия, физиотерапевтических методов.

Впрочем, в вузах, подведомственных Минздраву России, “КоммерсантЪ” заверили, что нехватки трупного материала не испытывают, а систему импортозамещения внедрять не придется — так как "у нас все свое".

Так, проректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России по профобразованию и межрегиональному взаимодействию Светлана Палевская сообщала “Ъ”, что вуз располагает собственным кадаверным центром, на базе которого проходят подготовку ординаторы хирургического профиля и реализуются программы дополнительного профобразования для врачей. "Санкции на этот процесс никак не повлияли, так как для обучения используется российский трупный материал в рамках российского законодательства", — говорит госпожа Палевская.



Получать все новости оперативно в Telegram.