Биологи из Массачусетского университета в Амхерсте разработали биопленку, которая может производить электричество из пота при его испарении, сообщает Naked Science со ссылкой на опубликованную стать в журнале Nature Communications.

Биопленку делают на основе бактерий Geobacter sulfurreducens. Эти необычные микробы вырабатывают и проводят электричество, и ученые пробуют задействовать их способности для создания новых устройств — таких как необычный "полуживой компьютер" из металлических электродов и бактериальных белков. Подобные идеи звучали и ранее, однако проблемой оставалось питание бактериальных клеток-"электрогенераторов".

Ученые из университета в Амхерсте пошли другим путем, воспользовавшись способностью G. sulfurreducens формировать биопленки — стойкие плотные конгломераты, прикрепляющиеся к поверхности субстрата. Клетки в них соединены друг с другом, образуя структуры, способные проводить электричество.

Вырастив такие биопленки, ученые обработали их лазером, "выгравировав" электрический контур, затем поместили между парой тонких и плоских металлических электродов и, наконец, запаяли в оболочку из мягкого и клейкого полимера. Клетки внутри погибали, однако на работе электрической схемы это не сказывалось. Такое устройство достаточно наложить на кожу, и оно будет производить электричество, используя энергию пота, который непрерывно испаряется с ее поверхности.

По оценкам разработчиков, биопленка толщиной всего 40 микрометров позволяет получить батарею с плотностью энергии около одного микроватта на квадратный сантиметр. В экспериментах in vitro ученые соединили несколько этих устройств в цепь и успешно запитали небольшие электронные гаджеты.

В будущем ученые будут пытаться сделать так, чтобы питать не только отдельные устройства, но и целые электронные системы, используя "энергию пота".

***