Кешбэк для "внутренних" туристов. Как он сработал в России и нужен ли в Беларуси

Хорошие новости! В Беларуси всерьез задумались о стимулировании внутреннего туризма - соответствующая программа может заработать уже в 2023 году. Пока власти прорабатывают этот вопрос, Смартпресс решил взглянуть на опыт использования кешбэка в России и узнал, что по этому поводу думают в турсообществе.

Инсайд: путешественникам предполагается возврат до 20% стоимости турпоездок. А детям и того больше. 

Как работает туристический кешбэк в России

туризм

На сегодня в мире есть два варианта финансового стимулирования поездок людей по родной стране.

  • Человек покупает тур в туркомпании либо бронирует проживание в гостинице со скидкой, а государство затем возмещает эту скидку продавцу.

  • Потребитель покупает тур в туркомпании либо бронирует проживание в гостинице (участвующих в программе), а затем государство возвращает определенную часть затрат непосредственно на карточку этого человека.

Именно второй механизм взяла на вооружение Россия, запустив программу кешбэка как антикризисную меру в период пандемии. Действовала она несколько раз: летом и осенью 2020 года, и в марте и июне 2021 года.

В декабре Ростуризм подтвердил продление программы и на 2022 год, ориентировав ее на низкий сезон. Новый этап продлится до 12 апреля. В поездку можно будет отправиться с 18 января по 30 апреля, в круизы — с начала навигации по 1 июня. Еще один этап ожидается осенью.

Схема такова: человек оплачивает путешествие картой "Мир" (национальная платежная система, ее аналог в Беларуси – "Белкарт"), предварительно зарегистрировавшись в ее программе лояльности. После чего ему на карту в течение 5 дней автоматически возвращается 20% стоимости поездки, но не более 20 тыс. российских рублей (около $270). Минимальная продолжительность акционных путевок и бронирований гостиниц — от двух ночей. С одной карты можно оплатить сколько угодно туров.  

Бронировать туры и отели с кешбэком можно у туроператоров, присоединившихся к программе. Теоретически она распространяется на все регионы России, но у каждого из туроператоров – свой список регионов для акционных туров.

Проблемы с реализацией программы, безусловно, были. Туристы жаловались на завышение цен на туры с кешбэком, высказывали недовольство из-за невозможности оплатить их кобрендинговыми картами и картами других кроме "Мир" платежных систем, неудобным поиском туров на официальном сайте программы. Однако….

Кешбэк помог российской туротрасли выжить в 2021 году

По данным Ростуризма, только с начала 2021 года программой кешбэка в России воспользовались почти 1,7 млн человек. Суммарно они приобрели туров и проживания в отелях более чем на 34 млрд рублей, в виде кешбэка им напрямую на карты вернулось 6,7 млрд рублей.

Что дала программа?

  • привлекла новых туристов, которые ранее не планировали отдыхать внутри страны. Так, согласно экспертным оценкам, не менее 50% туристов, воспользовавшихся туристическим кешбэком, приняли решение отправиться в поездки по стране только благодаря этой программе

  • повысила доступность путешествий по стране для семей с детьми. В среднем, по программе на каждую транзакцию приходилось 2,2 человека, 25% из которых – дети

  • существенно поддержала региональные экономики. За счет программы кешбэка регионы получили суммарно около 70 млрд рублей прямого и косвенного эффекта в период низкого турсезона

  • повысила спрос на "непляжные" направления и типы путешествий - экотуризм, активный отдых, круизы, культурно-познавательные поездки. Большей популярностью стали пользоваться такие направления, как Дальний Восток, Сибирь, Русский Север и Арктика и другие, ранее недоступные из-за своей стоимости. Рост популярности составил от 5 до 40% в зависимости от региона.

алтай озеро
  • позволила повысить загрузку в традиционный низкий туристический сезон, когда инфраструктура простаивает, и поддержать рабочие места. Так, по оценкам регионов, уровень бронирований отелей весной и в бархатный сезон (сентябрь-октябрь) превысил 80%, в том числе благодаря программе.

  • поддержала малый и средний бизнес: объем продаж многих участников программы за период ее работы (176 дней) был равен годовому обороту этих предприятий

  • перезапустила круизный туризм по основным морским и речным маршрутам России. По оценкам круизных компаний, спрос на круизные туры вырос на 30% по сравнению с допандемийными значениями, в связи с чем были запущены дополнительные маршруты и расширен сезон навигации.

круиз

Турсообщество Беларуси тоже просит кешбэк

В Республиканском союзе туристических организаций (РСТО) также просят от властей финансовый механизм стимулирования внутреннего туризма. И считают, что в белорусских реалиях наиболее оптимальным является именно вариант, выбранный в России.

витебск

"Это достаточно простая схема, уже "обкатанная" коллегами в России. Она не вызывает никаких вопросов у профессионалов отрасли (нет опасений, что деньги, выделенные на скидку, могут не вернуться), и очень хороша для клиентов, которые получают реальный стимул отправиться в поездку по собственной стране", - отметили в РСТО.

Что касается финансового механизма, то в наших условиях, считают в РСТО, логично было бы использовать карточки Visa и Mastercard. "Привязывать механизм к карточке Белкарт невозможно по объективным причинам – такими карточками пользуется малое количество граждан, поэтому, опираясь только на эту платежную систему, можно инициативу погубить", - заметили в союзе. В то же время, если карта станет более эмитированной, можно также использовать и ее.

Размер белорусского кешбэка за туризм по Беларуси так же, как и в России, мог бы составлять 20% от стоимости тура. "Это разумная скидка, она вполне по силам государству и также интересна туристу, который выбирает – остаться дома у телевизора либо отправиться на изучение какого-либо региона Беларуси", - заметили в РСТО.

"Ясно, что нужно сделать простую и понятную схему оплаты – тут также можно воспользоваться российским опытом: поставщики услуг имеют специальную "посадочную страницу" для бронирования по системе "кешбэк", - добавили в союзе.

Пандемия уже дала внутреннему туризму ощутимый толчок

"Сегодня нет такой турфирмы в Беларуси, которая не начала бы в разной степени пробовать свои силы в этом сегменте туризма. Кто-то пытается переориентироваться с выездного туризма на внутренний, кто-то, уже имеющий опыт работы в инкаминге, придумывает креативные авторские туры по Беларуси. Многие крупные "выездники" заняты поисками крутых специалистов по внутреннему турпродукту", - отметили в РСТО.

Кешбэк, как полагают в союзе, еще больше простимулирует этот процесс. Например, поспособствует семейным путешествиям.

несвиж

"Туры по Беларуси недешевые, и они становятся все более недоступными для семей, имеющих небольшой доход. Сегодня отправиться вчетвером в двухдневный тур - к примеру, в Брест или Гродно – стоит немалые деньги", - отметили в РСТО.

В связи с этим, полагают там, государству стоило бы рассмотреть отдельные кешбэки для детей – к примеру, путешественникам до 6 лет – 100% возврата стоимости тура, до 12-ти – 50%.

Для "раскрутки" внутренних поездок также следовало бы уделить больше внимания различным категориям туристов, считают в РСТО. Например, пенсионерам, студентам. Можно было бы предусмотреть кешбэки или скидки на входные билеты в музеи и другие объекты познавательной туристической инфраструктуры.

Зачем вообще стимулировать внутренний туризм

"Практически все страны (соседние, и не только) уже ответили на этот вопрос. Деньги, выделенные на путешествия, остаются в стране. Растет рынок объектов туристической инфраструктуры, соответственно, увеличивается количество рабочих мест, созданных на внутреннем рынке", - отметили в РСТО.

озеро беларусь

Но туризм – это не только отели и турфирмы, с этой отраслью тесно связан общепит, развлекательные объекты, дороги, придорожный сервис и еще много сегментов и отраслей экономики.

"Развитие внутреннего туризма приводит к тому, что лучше себя чувствуют музеи, заповедники, выставочные компании, санатории. И все вместе стимулирует развитие экономики. Кроме того, имея развитый внутренний рынок, страна будет готова заняться и въездным туризмом, когда это станет возможным – не нужно будет после открытия границ все восстанавливать или заново создавать. В любой момент отрасль сможет подключиться и к инкамингу, который сегодня, увы, практически на нуле", - резюмировали в РСТО.


похожие новости



ДНИ МАРКЕТИНГА