"Лаборатория Касперского" совместно с приложением для общения Viber изучила проблему мошенничества в мессенджерах и отношение пользователей из Беларуси к личной цифровой безопасности.

kaspersky.jpg

Согласно опросу "Лаборатории Касперского"*, респонденты, столкнувшиеся за последний год с мошенниками, в 59% случаев хотя бы раз получали от них СМС или текстовые сообщения в мессенджерах. В 69% подобных случаев пользователи сразу распознали мошенничество. Статистика Viber за октябрь показала, что в Беларуси в мессенджере было заблокировано 9 415 аккаунтов, на которые пожаловались белорусские пользователи. С начала лета по середину июля таких аккаунтов было чуть более 7 тысяч, что, по мнению Viber, говорит о возрастающем уровне осведомленности населения о мошеннических уловках. Аудитория в Беларуси активнее реагирует на подозрительные сообщения от незнакомых пользователей и отправляет больше жалоб в службу поддержки, чем раньше. Так, в октябре в Беларуси общее количество подозрительных звонков снизилось на 10%.

По данным "Лаборатории Касперского", самой распространённой мошеннической схемой за последние 12 месяцев стало обращение якобы представителя банка с просьбой подтвердить какие-либо данные по карте или счету. 68% опрошенных, сталкивавшихся с мошенничеством, отмечают, что к ним как минимум один раз за последний год с подобным посылом обращались неизвестные люди.

Viberбезопасность.png

Мессенджер Viber, популярное в Беларуси приложение для общения, также провел опрос своей аудитории**, чтобы узнать об отношении пользователей к личной цифровой безопасности. Большинство (76%) участников опроса рассказали, что вопрос цифровой безопасности в мессенджерах для них очень важен. Среди прочего Viber задал вопрос о сообщениях от неизвестных контактов. 45% участников опроса заявили, что не отвечают на сообщения от пользователей, которые не являются их контактами, еще 24% сразу блокируют таких пользователей, 29% — открывают сообщение, но проверяют его на наличие подозрительных ссылок и другой сомнительной информации.

"Более трети (39%) респондентов заметили, что во время пандемии атаки онлайн-мошенников участились. Цифровая грамотность населения растёт, но и злоумышленники не дремлют. Они постоянно обновляют инструменты, схемы и легенды, с помощью которых пытаются завладеть чужими деньгами и данными, эксплуатируют актуальную новостную повестку, стремясь казаться убедительнее. Чтобы противостоять подобным угрозам, важно соблюдать правила цифровой безопасности абсолютно во всех каналах коммуникации и помнить, что ни в коем случае нельзя сообщать незнакомым людям личные и банковские данные, а также переходить по ссылкам и открывать документы, которые они присылают", — говорит Дмитрий Кудревич, представитель "Лаборатории Касперского" в Беларуси.

"Сейчас мы видим, что пользователи активнее реагируют на подозрительные сообщения от незнакомых контактов и отправляют больше жалоб в службу поддержки, что говорит о возрастающем уровне осведомленности о мошеннических уловках, при этом количество самих звонков снижается. Со своей стороны мы также блокируем подозрительные аккаунты, а также внедряем дополнительные опции, призванные оградить наших пользователей от общения с неизвестными контактами. Для пользователей из Беларуси доступна опция защиты от всех звонков с неизвестных номеров, включен фильтр сообщений от таких контактов в настройках приложения, а все официальные аккаунты брендов отмечены голубой галочкой верификации. Однако, стоит помнить о личной цифровой гигиене и правилах безопасности при общение с незнакомыми пользователями в приложениях" — прокомментировала Анна Мигаль, старший директор по развитию бизнеса Rakuten Viber в России и СНГ.

Эксперты "Лаборатории Касперского" и Viber рекомендуют соблюдать основные правила безопасности, чтобы не попасться на уловки мошенников:

  • обращайте внимание на знаки отличия официальных страниц. Как правило, официальные аккаунты брендов (в том числе банков) имеют знаки отличия. Например, в Viber это "голубая галочка" верификации, подтверждающая подлинность компании. Кроме этого у официальных бизнес-аккаунтов есть бизнес-профиль, который часто содержит логотип, краткое описание, контактную информацию;

  • не переходите по ссылкам в подозрительных сообщениях и не открывайте прикреплённые к ним документы;

  • не сообщайте третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банков или государственных учреждений, конфиденциальную информацию, в том числе одноразовый код из СМС или push-уведомления;

  • внимательно проверяйте название сайта в адресной строке перед тем, как вводить на нём свои личные или платёжные данные, — отличие даже в одну букву говорит о том, что перед вами мошеннический сайт;

  • критически относитесь к крайне щедрым предложениям в сети с крупным вознаграждением — мошенники часто привлекают пользователей выгодным предложением;

  • используйте надёжное защитное решение, которое не даст перейти по фишинговой и скам-ссылке, такое как Kaspersky Internet Security.

В Viber существуют специальные опции, позволяющие контролировать все запросы от пользователей, которых нет в вашем списке контактов:

  • "Запросы на переписку". Опция включена автоматически в разделе "Конфиденциальность". С ее помощью все сообщения от неизвестных отправителей будут попадать в отдельную папку “Запросы на переписку”, а не “светиться” на главном экране чатов. Таким образом пользователь может управлять сообщениями от незнакомых контактов, периодически проверяя эту папку.

  • "Защита от лишних звонков". Функция блокирует входящие звонки с неизвестных номеров. Сведения о подозрительных вызовах будут содержаться в списке чатов как "Пропущенный вызов", а также в разделе "Недавние вызовы". Включить ее можно в настройках Viber в разделе "Вызовы и сообщения".

  • В Viber также есть возможность пожаловаться на спам и заблокировать контакт. Если отправителя нет в списке контактов, приложение сразу же предложит "Добавить в контакты", отметить "Это спам" или "Заблокировать". Для блокировки пользователя можно выбрать любой из двух вариантов: "Это спам" или "Заблокировать". При определенном количестве отметок пользователей о том, что аккаунт занимается спам-рассылками или звонками, этот пользователь будет заблокирован в Viber и не сможет больше никого побеспокоить в мессенджере.

  • Можно передать информацию о мошенническом аккаунте в службу поддержки Viber. Для этого нужно сделать скриншоты номера телефона, с которого связывался злоумышленник в Viber, и внести их в форму обратной связина сайте help.viber.com/ru/contact .

 

* Опрос проведён компанией OMI по заказу "Лаборатории Касперского" в сентябре 2021 года. В Беларуси в нём приняло участие 315 респондентов.

** Опрос проведён среди более 2500 пользователей Viber, участников сообщества Viber Беларусь.


*Партнерский материал