"Умные" технологии захватывают все больше сфер. Добрались они и до гостиничного бизнеса. Есть ли смысл туристам останавливаться в смарт-отелях, надо ли за умный отель переплачивать? Что в отеле нельзя роботизировать? Смартпресс изучил, как внедряется smart-концепция в отелях по всему миру.
Понятие "умный" отель у многих ассоциируется с девайсами, которые человек может использовать в гостиничном номере для того, чтобы управлять освещением, системой отопления, кондиционерами, зеркалами и телевизором. На самом деле, все гораздо масштабнее. Это еще и автоматизированная система бронирования, регистрации и заселения, возможность получить цифровой ключ для своего номера либо вовсе войти в него без ключа, применив сканер для лица. Возможность обратиться к персоналу за помощью, используя смартфон. И многие другие функции, доступные сегодня благодаря "интернету вещей".
Но некоторые идут еще дальше, вообще заменяя часть персонала роботами. Первопроходцем здесь стала сеть Henn na, открывшая в 2015 году в японском городе Сасебо, префектура Нагасаки, первый отель с работниками-роботами и попавшая за это в Книгу рекордов Гиннеса.
Что не получается у роботов
"На стойке регистрации вас встретят многоязычные роботы, которые помогут пройти регистрацию заезда или выезда. Робот-гардеробщик, представляющий собой механическую руку, поможет сложить ваш багаж. Кроме того, как только вы зарегистрируетесь в нашей системе распознавания лиц, вам не придется носить с собой ключ от номера или беспокоиться о его потере", - так описывается на сайте Henn na их концепция.
Увы, она не сработала в полной мере. Робот-велоцираптор на стойке регистрации так и не научился делать копии паспортов постояльцев. Робот-консьерж в лобби отеля не мог отвечать на их простейшие вопросы. Робот-помощник в номерах принимал храп гостей как сигнал к активации и будил их фразой "Чем я могу помочь?". В итоге отель в начале 2019 года был вынужден заменить половину роботов на живых сотрудников.
Тем не менее, идею полностью автоматизированного отеля стали подхватывать другие компании. Не устоял, что не удивительно, и технологический гигант Alibaba, создав свой "отель будущего" в 2018 году. Гостиница называется FlyZoo, и расположена в Ханчжоу, то есть там же, где и штаб-квартира Alibabа.
Регистрацией и обслуживанием гостей здесь занимается система искусственного интеллекта. Например, вместо ключей и карточек к номерам гости могут пользоваться технологией распознавания лиц, которая предоставляет посетителям доступ к различным услугам отеля. Регистрацию клиенты FlyZoo проходят с помощью стойки самообслуживания, граждане Китая могут и вовсе сделать это заранее через специальное приложение. Система "Tmall Genie" управляет всей умной начинкой в номере. В ресторане гостиницы роботы развозят еду, заказанную через приложение FlyZoo. В баре гостиницы посетителей обслуживает роборука, которая умеет готовить 20 разных коктейлей.
Ну и конечно, компания Alibabа не была бы Alibabа, если бы не предусмотрела возможность купить понравившийся элемент интерьера. Для этого достаточно его сфотографировать и отправить изображение через специальное приложение.
Надо отметить, что отелей, подобных FlyZoo, в мире пока немного. А вот тех, кто применяет "умные" технологии в той или иной степени, уже сотни. Повсеместно это происходит, прежде всего, в крупнейших международных гостиничных сетях (таких как Marriott, Hilton, Hyatt).
В чем выгода и сколько за это придется заплатить
Автоматизированный отель позволяет его владельцу экономить на персонале и эксплуатационных расходах, что отражается на его прибыли. А что получает постоялец?
Для новичка в мире интернета вещей – это возможность познакомиться со smart-технологиями, развеять свои фобии и понять, хотел бы он иметь какие-то из них дома.
Независимость и более эффективное использование своего времени. Прибыв в отель человек самостоятельно, без очереди, может регистрироваться на специальных устройствах, подобрав оптимальный для себя номер и оплатив все онлайн. В некоторых случаях он может сделать это вообще еще до физического приезда в отель через приложение.
Вход в отель возможен в любое время по индивидуальному доступу. Нет необходимости беспокоиться о потере ключа.
Персонализация. Гость smart-отеля создает максимально комфортную атмосферу для себя (свет, отопление, вентиляция и так далее). Получает персональный подбор музыки, аудио-книг, фильмов и даже местных достопримечательностей, как только он входит в систему.
Экологичность. "Умные" настройки температуры, освещения, влажности экономят ресурсы. Для тех, кому важна забота об окружающей среде, это немаловажный фактор.
Безопасность для здоровья. Что особенно актуально во время эпидемий. В автоматизированных отелях гость контактирует с персоналом по минимуму, а значит, риск заразиться существенно снижается.
С преимуществами понятно. А как насчет цен? К счастью, "умные" решения сегодня внедряются в отелях разных ценовых категорий. К примеру, в японских отелях Henn na сутки проживания в стандартном номере обойдутся от $50, а вот в нью-йоркском (прямо на Манхэттене) – от $325.
За сутки футуристичного отдыха в отеле FlyZoo надо будет заплатить от $100.
Бюджетный таллинский U11 попросит за сутки вообще всего чуть больше $40. "Отель оборудован новейшими технологиями и при заселении не надо встречаться с администратором, чтобы зарегистрироваться. Всё закрывается/открывается кодами (один на главном входе, второй в номер), которые вы получаете при оплате и регистрации онлайн", - так описывает в отзыве один из путешественников.
Четырехзвездочный KViHotel в Будапеште называют первым умным отелем, открытым в Европе. Проверить, как работает полная поддержка всего спектра услуг с помощью смартфона и фирменного программного обеспечения, можно за цену от $120 в сутки (и даже меньше, благодаря скидкам, предоставляемым сервисами интернет-бронирования для частых путешественников).
Сутки пожить в "первом в Европе умном отеле в Европе с роботами вместо персонала" – Campanile, расположенном недалеко от аэропорта Брон под Лионом, будет стоить от $100. Сопровождение гостей здесь происходит через подключенные к интернету вещей устройства, а обслуживание номеров выполняет робот.
Смарт-отели сети Yotel Hotel можно найти и в Азии, и в Европе, и в США. Например, в обладателе различных наград сингапурском YOTEL Singapore Orchard Road проживание будет стоить от $110. Здесь среди многочисленных технологичных фишек вас ждут даже "умные кровати" с регулируемыми мягкостью и наклоном и сенсорные техностены со всей нужной информацией.
А вот в Renaissance New York Midtown будет многим не по карману. За удовольствие пожить сутки на Манхэттене, иметь личного виртуального консьержа и поиграться с интерактивной стеной-голограммой придется выложить от $500 за сутки.
Что дальше
Безусловно, автоматизация отелей продолжится. Как и спрос на "умные" решения, и это станет нормой для поколения Y, Z и следующих за ними. Но они вряд ли полностью исключат "человеческий" персонал.
Ждать ли нам новых, революционных решений? Вполне вероятно. Некоторые предрекают, что в будущем нас ждут не просто "умные" отели, а отели-трансформеры, которые будут менять свой дизайн согласно предпочтениям посетителей. Отели, дополненная реальность в которых будет смешивать реальный мир с виртуальным пространством. И для заселения в которые понадобится не паспорт и кошелек – реальный или виртуальный, а ДНК-фингерпринт.
Но это уже совсем другая история.