Биржевые цены на газ в Европе с начала года выросли в 4 раза, поставив к концу сентября исторический рекорд в $1 тыс. за тысячу кубометров. Разобрались, почему голубое топливо так рвануло в цене, и чего ждать дальше.
Справедливости ради стоит отметить, что когда звучит устрашающая цифра "за тысячу" речь идет о торговле фьючерсами на бирже, и фактическая цена отгрузки может быть совсем не столь высока. В то же время, контракты на реальные поставки газа привязаны к спотовому рынку, что ожидаемо приводит к росту и их стоимости.
Наступили на собственные грабли
"Евросоюз сам десятилетиями настаивал на формировании фьючерсных бирж, спотового рынка газа, рынка краткосрочных контрактов, где цена как раз таки и взлетели до $1 тыс. за тысячу кубометров", - заметил в эфире YouTube-канала SputnikLive эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Также, по его словам, Евросоюз настаивал на том, чтобы поставщики, подписывая контракты с потребителями ориентировались именно на спотовые биржи, и буквально заставлял вносить привязку к спотовому рынку при определении цен реальной отгрузки.
"В этом плане Евросоюз сейчас пожинает свои плоды, потому что по контрактам с нефтяной привязкой газ стоит довольно дешево - $300–350 за тысячу кубометров, а спотовые цены уже достигли $1 тыс. за тысячу кубов. И несмотря на то, что это фьючерсы, они в конечном итоге все равно влияют на стоимость физической отгрузки", - заметил эксперт.
Кто виноват
Многие эксперты сходятся во мнении, что ценовой бум этого года был вызван сочетанием очень многих факторов. Один из них – увеличение потребления газа вследствие восстановления экономики Европы после пандемии, причем на фоне снижения ею собственного производства газа и выработки электроэнергии из ископаемого топлива.
Еще один фактор – погода, приведшая к истощению запасов подземных хранилищ.
"В странах Европейского союза прошедшей зимой 2020/2021 года был отобран рекордно большой объем активного газа — 66 млрд куб. м. И это абсолютный рекорд. Такого в Европе не было никогда. Причина тому — холодная зима. И не просто холодная зима, но еще и холодная весна, которая затянулась. И так получилось, что период закачки в "подземки" в Европе начался аж даже на три недели позже обычного. И на сегодняшний день отставание от графика закачки газа в Европе составляет 22,9 млрд куб. м газа", - констатировал в середине сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер. "И все эксперты в Европе и в Азии говорят о том, что это отставание в закачке газа в подземные хранилища в Европе не наверстать. Европа войдет в осенне-зимний период с дефицитом в подземных хранилищах", - добавил он.
Не лучшим был год и для альтернативной энергетики. Так, нынешнее лето в Европе стало самым безветренным с середины прошлого века, что еще больше подстегнуло спрос на газ.
Еще одним ударом стало резкое сокращение предложения сжиженного природного газа (СПГ) – он активно пошел в Азию, которая раньше, чем Европа, вышла из пандемии коронавируса, запустила в полную силу свою экономику и предложила цены выше, чем европейцы.
"Сжиженный природный газ, который перевозится в танкерах, весь ушел в Азию, потому что производители СПГ хотят больше заработать и отправляют его в Азию. А в Азии цены такие высокие, потому что Китай потребляет газа все больше и больше – за восемь месяцев 2021 года рост импорта газа составил 20%", - заметил Юшков - Китай, как пылесос, затягивает все объемы газа, формируя дефицит и в Азии, и в Европе".
Группа европейских депутатов допустила, что в рекордном росте цен на газ может быть виноват и российский "Газпром", использующий сложившуюся ситуацию, чтобы получить разрешение на запуск трубопровода "Северный поток-2" до одобрения регулирующих органов Германии и ЕС. В самом "Газпроме" эти обвинения предсказуемо отвергают.
Международное энергетическое агентство (IEA) пока не спешит винить Россию, однако призывает ее помочь Европе. "Исходя из имеющейся информации, Россия выполняет свои долгосрочные контракты с европейскими партнерами, но ее экспорт в Европу ниже уровня поставок 2019 года", - говорится в распространенном агентством сообщении. В то же время, IEA считает, что Россия "могла бы сделать больше для увеличения доступности газа в Европе и обеспечить заполнение хранилищ до адекватного уровня в рамках подготовки к наступающему зимнему отопительному сезону. Это также возможность для России подчеркнуть свою репутацию надежного поставщика на европейский рынок".
Что будет дальше
Как полагают многие эксперты, цены на газ в Европе продолжат демонстрировать сильную волатильность, но вероятнее всего останутся довольно высокими.
"Главное испытание для цен и потребителей газа будет зимой - в случае холодной погоды и физического недостатка цены могут взлететь еще выше, чем сейчас", - такое мнение ТАСС высказал старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
Юшков также полагает, что до конца отопительного сезона в Европе цены на газ будут держаться на очень высоком уровне. "Может быть не $1 тыс. за тысячу кубов, но $600. А это тоже очень дорого", - отметил он.
В ближайшие недели в Брюсселе собираются определить перечень мер, которые страны-члены ЕС смогут ввести для решения проблемы высоких цен на энергоносители, не нарушая европейские рыночные нормы.
А пока отдельные страны ЕС применяют локальные действия для того, чтобы уменьшить недовольство своих жителей на фоне роста цен на энергоносители. Так, Франция планирует выделить в декабре по 100 евро для 5,8 млн малообеспеченных домохозяйств, чтобы помочь им оплатить счета. Испанский премьер-министр пообещал направить сверхприбыль энергетических компаний на снижение цен на электроэнергию для населения. Италия выделила на временные дотации до 3 млрд евро.
Что с голубым топливом для Синеокой?
Между "Газпромом" и "Газпром трансгаз Беларусь" до конца нынешнего года действуют контракты на поставку газа в Беларусь и его транспортировку через территорию республики. В этом году для Беларуси цена составляет $128,5 за 1 тыс. куб. м. Еще год назад Минск мог сетовать, что она несправедливая, сейчас – вряд ли.
В начале сентября, когда за газ в Европе просили еще только $600, первый заместитель премьер-министра Николай Снопков называл цену для Минска "комфортной", отмечая, что она – лучшая по сравнению со всеми странами СНГ.
Что будет дальше – должно быть закреплено в выстраданной сторонами дорожной карте. По словам Снопкова, в ней должны быть определены "однозначные, понятные обеим сторонам подходы к функционированию объединенного рынка газа", а также сформированы принципы "правильного реагирования цены в условиях Союзного государства". Он допускает, что это будет "некая формула". "Не берусь пока браться за экспертов, вполне возможно, формула, с тем, чтобы у нас сохранялась наиболее комфортная цена", - сказал тогда Снопков.
Впрочем, еще по итогам сентябрьской встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи было заявлено, что в 2022 году РФ сохранит для Беларуси прежнюю цену на газ - это $128,5 за 1 тыс. куб. м.