“Уже полгода любуюсь красивым “кирпичом” - обратилась в редакцию Смартпресс читательница. В июле 2024 года она заряжала свой XPENG G3i на станции Malanka в Полоцке, произошел какой-то сбой, и в результате электрокар вышел из строя. С тех пор Анна (имя изменено - прим. ред.) жила в ожидании результатов экспертизы, которую пришлось делать за свой счет.  

Сгорел электрокар 1.jpgXPENG G3i. Изображение носит иллюстративный характер/ Источник: Wikipedia 

Кажется, в копилку фобий относительно электрокаров прибыло. Помимо того, что очень многих пугают слухи о быстро деградирующих батареях, внезапно загорающихся “электричках” и возможных проблемах с русификацией и обновлением “софта”, теперь приходится учитывать и тот фактор, что причиной неприятностей может стать и зарядка на фирменной электрозарядной станции (ЭЗС).  

Что произошло? 

По словам Анны, электромобиль XPENG G3i был заказан из Китая в конце 2021 года. С тех пор проехал порядка 30 тыс. км, никаких проблем не возникало. Заряжался как от домашней розетки, так и на ЭЗС сети Malanka. Зарядка производилась через фирменный переходник-адаптер, который приобретался вместе с авто. 

– В тот раз мы с семьей отправились в гости из Витебска в Полоцк. По прибытии в Полоцк решили подзарядить авто на Malanka. Поставили на зарядную сессию и отправились в гости к друзьям. Но уже спустя 8 минут мне пришло уведомление, что сессия окончена. Попытки перезапустить ее успехом не увенчались. Решено было съездить забрать машину, и поставить ее на зарядку в частном доме у друзей, пусть это и медленнее, - рассказывает Анна.

Сгорел электрокар 2.jpgПострадавший XPENG G3i. Фото читательницы 

Дальше события приняли драматический оборот: по прибытии на ЭЗС стало понятно, что XPENG фактически превратился в “кирпич”. Центральный дисплей был не активен, на панели приборов - целая куча “ошибок”, но главное - оказались недоступны команды, с помощью которых электрокар приводится в движение.

– Позвонили в службу поддержки Malanka, оттуда прислали специалиста. Он установил, что ЭЗС вышла из строя из-за поломки конденсатора коннектора, в результате чего повреждения мог получить и электрокар. На призыв помочь с эвакуацией и ремонтом получили ответ, что такими средствами компания не обладает. И предложили сделать все за свой счет, и затем предъявить им претензию.

Сгорел электрокар 3.jpgЭвакуацию электрокара из Полоцка в Минск пришлось оплачивать владелице. Фото читательницы 

Во всем виноват переходник?

Машину эвакуировали в Минск, провели диагностику - выявились ошибки потери взаимосвязи между ходовой частью и силовой батареей. Мастера предположили, что сгорели какие-то электронные блоки управления. Заменили одну плату, но это не помогло. 

– Тогда специалисты, что называется, “умыли руки” - мол, больше мы ничего сделать не можем. В общем, ни машины, ни ремонта, ни внятных перспектив, – говорит Анна. – Мы обратились в независимую сертифицированную экспертную компанию, и стали ждать результатов. Экспертная оценка растянулась на несколько месяцев, однако ожидания оказались не напрасными. Во-первых, в XPENG действительно обнаружились сгоревшие электронные блоки, а во-вторых, эксперты утверждают, что нашли истинного виновника данного происшествия.

Сгорел электрокар 4.jpgПанель приборов XPENG G3i. Фото читательницы

По словам Анны, в кулуарных разговорах периодически возникала версия, что во всем виноват китайский переходник. Однако заключение экспертизы четко гласит: “Поставляемый с автомобилем адаптер к зарядной станции типа “Type 2 - GB/T” не имеет признаков отказов и дефектов, условно находится в работоспособном состоянии”. В связи с чем эксперт пришел к выводу, что “особенности его [адаптера] состояния не связаны с возникновением неисправностей на исследуемом автомобиле и зарядной станции”. 

Так почему “окирпичилось” авто?  

Согласно экспертному заключению, “неисправность заключается в разрушении электронных компонентов блоков BMS, Gateway, CCS/DCDC, возможно наличие скрытых дефектов других компонентов автомобиля”. Причиной же разрушения данных электронных компонентов названо повышение напряжения на пилотной линии от внешнего источника”. 

Окончательный вывод эксперта таков: имеющаяся на автомобиле неисправность связана с процессом зарядки тяговой АКБ от зарядной станции “Malanka”, которая и стала внешним источником повышенного напряжения. 

Сгорел электрокар 5.jpgXPENG G3i. Изображение носит иллюстративный характер/ Источник: Wikipedia 

Сейчас владелица XPENG G3i оформляет документы для подачи в суд при содействии Белорусского общества защиты прав потребителей. Требования Анны: компенсация всех затрат (стоимость эвакуации, ремонтов, экспертизы), а также возмещение стоимости автомобиля, поскольку, по словам Анны, его восстановление на территории РБ невозможно.  

Автор: Павел Козловский, фото владельца и Wikipedia

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.