16:42
24.09.2021

Водный путь Е40 должен соединить Балтийское и Черное моря с помощью рек и каналов в Польше, Беларуси и Украине, проект на ранней стадии планирования, но в Беларуси некоторые организации видят его и вредным для экологии, и не особо нужным экономике. Как считает замдиректора белорусского "Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского" Алесь Герасименко, Е40 не получит очевидных конкурентных преимуществ по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом. 

1.jpg

Стоимость реализации проекта водного пути Е40, по предварительным оценкам Морского института в Гданьске, составляет около 13 млрд евро. Стоимость работ на белорусском участке оценивается в 62-118,2 млн евро, реконструкция шлюзов на Днепре в Украине - почти в 23 млн евро, а строительство польской части пути должно обойтись примерно в 12 млрд евро. 

2.jpg

По мнению Герасименко, из-за использования старых данных, стоимость работ в Беларуси сильно недооценена. По его мнению, основанном на информации о строительстве белорусских гидроэлектростанций, цена одной плотины на Припяти должна составлять около 150 млн евро. Всего же их могут построить 5 или 6 штук: "То есть расчеты Морского института в Гданьске очевидно неполные и инвестиционные потребности белорусского участка Е40 недооценены по крайней мере где-то в пределах 900 млн евро". 

"Даже если когда-нибудь Е40 удастся привести к четвертому классу судоходства, в частности на белорусском отрезке, он не получит очевидных конкурентных преимуществ по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом. И нет никаких гарантий, что по нему будут устойчиво поставляться грузы", - отметил Герасименко.

3.jpg

"Об этом свидетельствует и опыт Украины, где от Киева и до Херсона уже сегодня четвертый и более высокий класс судоходства. И тем не менее, устойчивый трафик грузов на Днепре мы наблюдаем лишь в его низовьях, где сошлись воедино различные факторы. Это и большое количество насыпных грузов, и хорошие условия судоходства, и удачные логистические схемы, завязанные на морских портах. Только в низовьях Днепра, по нашим оценкам, работа водного транспорта может быть более-менее устойчивой в долгосрочной перспективе", - считает Герасименко.

4.jpg

"Даже до Киева при нынешних хороших условиях навигации доходят единичные баржи. Очень может быть, что в случае с Беларусью это тоже могут быть единичные баржи, даже если мы вложим огромные средства в водный путь Е40", - добавил Герасименко. 

В случае строительства водного пути может пострадать и экология региона. Есть много проблем, которые пока планирование Е40 не затрагивает - это и влияние на уровень весеннего разлива Припяти, и температурный режим при разливе в случае строительства гидроузлов. Например, повышение температуры воды на несколько градусов может привести к заморам рыбы в реке.

5.jpg

Заведующий сектором международного сотрудничества научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Александр Козулин заметил, что в любой литературе по Е40 нигде не прописано - какие будут глубины и уровень воды на пойме Припяти: "Это самый главный фактор и он нигде практически не отражен ни в каком технико-экономическом обосновании".

По словам Козулина, планируемые работы касаются существенного углубления дна Припяти и спрямления русла - на нескольких участках. Кроме того, нужно будет построить каскад из 6 гидроузлов для пропуска судов, реконструировать гидроузлы Днепро-Бугского канала. И в итоге не будет резких сезонных повышений уровня Припяти. Ученый считает, что при соблюдении всех предписаний, реке "будет неплохо", а при поднятии уровня воды в канале на 1,5 м близлежащие болота быстро зарастут тростником. 

Но если уровень воды в Припяти будет поднят выше 30 см преобладающей поверхности поймы, то Е40 вообще не состоится: "Он подопрет большинство рек, которые сбрасывают воду с мелиоративных систем. И тогда восстанет все сельское хозяйство Беларуси, Полесье по крайней мере, против этого Е40". Но в случае поднятия воды на 1,5м пойма Припяти превратится в "болото" и зарастет тростником. По мнению специалиста, споры вокруг Е40 возникают из-за того, что пока нет четкого технико-экономического обоснования строительства пути - неизвестно что где и каким образом точно планируется построить.

Напомним, модернизация водных путей до IV класса обусловлена ратифицированным Беларусью Европейским Соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП). В 2017 году Беларусь и Украина уже договаривались об углублении дна Днепра в целях перевозки грузов судами класса "река-море". В 2019 году путь Е40 обсуждали при встрече президенты Беларуси и Украины. Тогда Александр Лукашенко говорил, что "транзитную привлекательность Украины и Беларуси могут усилить речное судоходство по Днепру, Припяти, его интеграция в международный водный путь Е40". Позже эта тема обсуждалась представителями двух стран, но решений на уровне правительств не принималось.

6.jpg

Водный путь E40 - планируемый судоходный транспортный путь, предназначение которого соединить Балтийское и Черное моря. Длина примерно 2000 км. По проекту, маршрут проходит от города Гданьска в Польше, через территорию Беларуси по руслу реки Припять и до города Херсона в Украине.

Официально планирование водного пути E40 еще на ранней стадии, но в Украине уже ведутся подготовка стратегических документов и реализуются отдельные части проекта. В частности, в 2020 году было проведено дноуглубление реки Припять в пределах зоны отчуждения.

Реализация проекта Е40 вызывает значительную критику международных и местных общественных организаций во всех трех странах а также у экспертов биологического и экологического направления . Создана международная кампания по противодействию реализации проекта водного пути "STOP E40".