С 21 июня третий раз в течение года в Беларуси повысилась ставка рефинансирования – до 9,25% годовых. Принимая решение о "подорожании" денег, Нацбанк рассчитывает притормозить рост цен, однако много факторов их роста, повлиять на которые не получится, поэтому цены пока будут расти, кредиты дорожать.

Результат отказа от эмиссии

Еще год назад ставка рефинансирования, которая говорит о "стоимости" денег в экономике для ее субъектов, составляла 7,7% годовых. Это был самый низкий уровень этого показателя за всю историю современной Беларуси. Добиться такого результата позволила жесткая денежно-кредитная политика Национального банка, взявшего под контроль денежную эмиссию (политика монетарного таргетирования). К минимуму была сведена возможность получать так называемые директивные кредиты (дают не глядя, смогут ли вернуть) и незаработанные зарплаты. Такие меры дали хороший эффект, поскольку в предшествующие этому решению годы экономику оживляли по большей части печатанием денег.

Отсутствие "пустых" денег привело к снижению инфляции. Измеряемая до 2017 года двухзначными цифрами, она снизилась до 5,6% по итогам 2019 года. Белорусам не за что было скупать доллары, поэтому не было и ставших привычными девальваций. Доверие к белорусскому рублю тоже стало пусть и медленно, но восстанавливаться, о чем свидетельствует снижение доли валютной составляющей в широкой денежной массе (ШДМ) и депозитах. Так, согласно данным Нацбанка, на начало 2016 года оба показателя превышали 70%, тогда как в начале 2020 года иностранной валюты в депозитах было 60%, а в ШДМ – даже несколько ниже этого уровня. По состоянию на июнь 2021 года этот показатель составил 56,6%, и пока продолжал снижаться. Впрочем, он остается довольно высоким. Его нынешний уровень говорит о том, что Нацбанк Беларуси своими действиями может влиять менее чем на половину (43,3%) денежного обращения.

Почему растут цены

Первое повышение ставки рефинансирования после рекордно низкого уровня состоялось 21 апреля 2021 года. Тогда регулятор поднял ее до 8,5%, мотивируя решение стремлением остановить рост цен. Сейчас поднимая ставку рефинансирования до 9,25% годовых, Нацбанк также в качестве причины называет ускорение инфляции. "С учетом всего комплекса внешних и внутренних факторов по итогам июня 2021 года потребительские цены выросли на 9,9% в годовом выражении", -- говорится в комментарии регулятора.

В свою очередь цены в Беларуси растут из-за их роста в мире. "Ускорение годового прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) и индекса потребительских цен социально-значимых товаров во многом обусловлено принятыми решениями в области постоянно регулируемых цен (тарифов), ростом цен на рынке непродовольственных товаров, а также сохраняющимся давлением со стороны мировых цен на продовольствие (при этом, по оценке МАРТ, в июне годовой прирост мировых ценна продовольствие замедлился до 31,8 процента (37,5 процента в мае, рассчитано на основании данных ФАО)", - говорится по этому поводу в сообщении МАРТ. Сюда добавляется еще и сезонный фактор, свидетельствует статистика Белстата. Весной заметно подорожали свежие овощи и фрукты. Картофель – на 28,5%, морковь – на 32,6%, свекла – на 30,6%, виноград – на 20%.

 Выход из локдаунов увеличил в мире спрос на энергоресурсы, продовольствие и стройматериалы, что и повлияло на их стоимость. Кроме того, для оживления экономики многие страны также воспользовались денежной эмиссией, что привело к росту инфляции там. Покупая их товары, Беларусь частично импортирует и инфляцию. В частности, в России, которая является главным торговым партнером, годовая инфляция достигла 6,5%, что для нее рекордный показатель (год назад индекс потребительских цен составлял 3,2%). Даже в еврозоне по итогам мая был зафиксирован рекордный уровень этого показателя – 2% в годовом выражении (0,4% годом ранее).

Внутренние факторы также повлияли на уровень инфляции. Например, самый большой рост цен по группам товаров зафиксирован в здравоохранении. – 19,3% в годовом выражении по итогам июня. Услуги в этой сфере подорожали почти на 12%, а сами медикаменты на 20,3%. В основе этого роста лежит решение правительства об отмене льготной ставки НДС. Дорожали услуги, цены на которые регулируются государством. На 10,2% - коммунальные, на 17,9% - транспортные, на 11%  почтовая связь, на 8,6% - страховые услуги, на 7,1% - финансовые.

Наконец, есть и не экономический фактор, который следует из проводимого Нацбанком исследования об инфляционных ожиданиях. Годовую инфляцию в 9,9% в июне белорусы уже ощущали, как 14,6%. Согласно данным исследования, только 12% его участников рассчитывают, что цены расти не будут (в марте так думал 21% респондентов). Зато 26,5% (против 18,8% в марте) убеждены, что цены будут расти быстрее, чем прежде и ожидают, что потребительские цены вырастут на 14,7%, а не 5%, как планирует правительство. Соответственно, производители и торговля закладывают свои ожидания в цены "на всякий случай". "Дополнительным фактором, поддерживающим интенсивный рост потребительских цен в Беларуси, стали повышенные инфляционные ожидания экономических агентов", - отмечает и Нацбанк.

Как показывает опыт предыдущих периодов жесткого ценового регулирования, предприятия норовят сыграть на опережение и тогда, когда государство старается административно ограничить рост цен на какие-то товары. В связи с этим принятые в начале года ограничительные меры могли способствовать не снижению уровня инфляции, а его росту.

Цены и ставка могут подрасти еще

Традиционной в прежние годы причины раскручивания инфляционной спирали – избыточной денежной эмиссии в настоящее время нет. По данным Нацбанка, широкая денежная масса продолжает снижаться. На 1 июля она составила Br 49,478 млрд., что меньше, чем на 1 июля на Br310,3 млн., или 0,62%. В июле по сравнению с маем снижение составляло 0,3%. "Укрепление белорусского рубля во II квартале 2021 года, а также сохранение контроля за денежным предложением ограничивали инфляционные процессы внутри страны", - констатирует регулятор.

Из факторов, которые двигали цены в первом полугодии, во второй половине года не будет сезонного подорожания овощей и фруктов. Более того, будет сезонное снижение цен, которое в прошлые периоды даже приводило к дефляции. Есть вероятность снижения инфляционных процессов и в странах торговых партнерах. В июле уже наметился тренд на снижение инфляции в еврозоне (с 2% до 1,9% в годовом измерении), Россия для сдерживания цен повысила свою ключевую ставку 11 июня с 4,25% до 5,5% и на ближайшем заседании 23 июля Центробанк намерен рассмотреть вопрос ее дальнейшего роста до 6,25-6,5%.

Однако инфляция в мире все равно остается выше прошлогодних показателей, а Беларусь вышла далеко за рамки прогнозного уровня, что "может препятствовать замедлению инфляционных процессов в стране". Исходя из этого Нацбанк прогнозирует, что "по итогам III квартала годовая инфляция сохранится вблизи уровня, сложившегося в июне текущего года", то есть около 10%. В Нацбанке рассчитывают, что к декабрю рост цен может замедлиться и год закончится годовой инфляцией в 9%. Выйти на 6% регулятор рассчитывает только к концу 2022 года.

В начале года вопрос о том, станет ли Нацбанк жертвовать с таким трудом достигнутой стабильностью на денежно-кредитном рынке и возвращаться к эмиссионному кредитованию для стимулирования экономического роста и решения финансовых проблем отдельных предприятий активно дискутировался на уровне экспертов. Повышение ставки рефинансирования дает основания говорить о том, что пока приверженность жесткой денежно-кредитной политике и вместе с ней финансовой стабильности сохраняется. Регулятор уверяет, что будет придерживаться этого и впредь.

Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) в недавно обнародованном обзоре не исключили, что Беларуси придется еще дальше повышать ставку рефинансирования – до 10%. Соответственно, продолжат дорожать кредиты. В июне средняя ставка по новым рублевым рыночным кредитам уже достигла 12,6% годовых, увеличившись с начала года на 1,5 п.п. Эксперты ЕАБР оценивают потенциал роста ставок по кредитам в 1-1,5 п.п. в ближайшие месяцы. Впрочем, дело не только в ставке рефинансирования. С 2019 года Нацбанк управляет ставками банков с помощью расчетных величин стандартного риска (РВСР). В первом полугодии они также повышены – на 2,5 п.п. для предприятий и на 4,9% - для населения. По логике, стоило бы ожидать и повышения доходности депозитов, однако в условиях низкой инвестиционной активности банки не очень-то нуждаются в деньгах. Средняя процентная ставка по новым банковским вкладам в июне составила 12,23% годовых. По сравнению с прошлым месяцем она увеличилась на 0,36 п.п.

Нацбанк Беларуси будет придерживаться жесткой кредитно-денежной политики, считают аналитики ЕАБР, хотя и не исключают, что власти все же прибегнут к эмиссионному кредитованию для оживления экономики. Тогда инфляция окажется существенно выше, не исключена и девальвация национальной валюты. Ну а оживление экономики будет всего лишь временным. "Устойчивое повышение темпов экономического роста требует структурных преобразований, направленных на увеличение производительности труда и конкурентоспособности белорусской экономики", - констатируется в обзоре ЕАБР.

Валентина Вешторт