"Совы" на деревьях и дополнительная плата - как сейчас нелегальные перевозчики ездят через российскую границу

Границы по всему миру в основном закрыты. Белорусские рубежи особенно - с 21 декабря 2020 года из-за Covid-19 страна закрыла выезд для своих же граждан. Просочиться можно было только самолетом, недавно в Москву и обратно пустили скоростной поезд. Однако до сих пор работают нелегальные перевозчики, которые за умеренную плату могут доставить в Россию. Смартпресс побеседовал с одним из таких предпринимателей и узнал о стоимости проезда, частоте рейсов и засевших на деревьях российских пограничниках.

Собственник транспортной компании пожелал остаться анонимным, ибо этот вынужденный нелегальный бизнес опасен для всех - и для предпринимателя, и для его клиентов. На балансе у белоруса несколько микроавтобусов. Что важно - рейсы прямые, без пересадок на границе.

бус в лесу.jpg

Уехать в Москву можно каждый день

"Мы ездим почти каждый день. Если есть люди, то едем. Часто 8 пассажиров, но бывает по-разному", - отметил перевозчик.

Среди клиентов белорусы и россияне, которые едут на работу или в командировки. "Они едут туда, работают где-то две-три недели, а потом возвращаются домой, - рассказал бизнесмен. - Большинство - клиенты состоятельные. На работу ездят в основном строители". 

Добираются до России окольными путями, иногда ловят пограничники: "Облавы есть. Честно, ни разу не попадался, не знаю. Но знакомые рассказывали, что забирали людей, они сидели в помещении типа маленькой тюрьмы 24 часа или 48 часов и потом их отпускали, выписывали штраф, отправляли опять на белорусскую границу”.

Осетины и чеченцы на страже границы

Со слов перевозчика, охраняют границу в основном кавказцы - осетины и чеченцы. Они "ловят и завозят в определенное место и все". Однако некоторые водители говорили, что эти пограничники их били.

"Я их ни разу не видел. Но говорили о том, что осетины приезжают. Месяц они, а потом месяц - другая нация", - пояснил бизнесмен. При этом чеченцы более лояльны к белорусам, в отличии от осетин. 

Вещи однако, по опыту перевозчика, ни разу не отбирали ни у пассажиров, ни у водителей: "Вещей у нас ни разу не пропадало. Машину отгоняли на свою границу - люди сидели в помещении, а потом их отправляли, депортировали. Из машины ничего не пропадало. Все хорошо в этом плане". 

Появились кавказцы как только перекрыли границу. И денег они не берут: "Ни разу не взяли. Кто предлагал, те сразу же получили срок. С ними вообще договориться невозможно".

Стоимость проезда и разница условий для белорусов и россиян

"Стоимость проезда разная - у кого-то 5-6 тыс. российских рублей. Из России белорусы ездят за 2,5-3 тыс." Разница в цене связана с рисками при пересечении границы - въехать в РФ объективно сложнее, чем выехать. Деньги водители берут только после пересечения границы, все манипуляции ведутся без каких-либо документов. 

Попасть домой из России белорусы могут достаточно спокойно, как и россияне попасть в Беларусь: "Россияне тоже ездят, им легче попасть. Если у них есть документ о том, что они здесь работают, то они спокойно проезжают". Выехать же гражданам Беларуси из своей страны через необозначенную границу с РФ сложнее. 

"Если, например, мама или папа, или дети живут в Москве, то спокойно проезжаешь. Раньше можно было документ сделать о том, что ты там работаешь и тебя могли пропустить. Теперь с этим уже мы уже не можем проехать, только россияне к нам", - объяснил перевозчик. 

Сколько ездят в месяц и каким способом

Всего ездят в среднем 8 человек за рейс, но не обязательно каждый день. Как подтвердил собеседник, можно говорить, что около 200 пассажиров в месяц проходят через него. Однако на нелегальном рынке очень много индивидуальных перевозчиков, дефицита в предложении нет.

Проехать можно различными способами - "вариантов много и они бывают каждый раз разные". Перечень таких путей - теперь, считай, коммерческая тайна. Ранее писалось о пересадке на границе и проезде вдоль железнодорожных путей. Однако собеседник заметил, что первый способ он не практикует, а второй перекрыли.

"Мы едем одной машиной. Те, кто со мной ездит, они люди состоятельные и им не очень-то хотелось бы выходить из машины", - пояснил бизнесмен.

Вдоль железной дороги же нынче не проедешь. "Там как раз дежурят пограничники. Работают так называемые совы - то есть сидящие на деревьях ребята. В основном это осетины", - рассказал перевозчик. 

"Надеюсь, что откроют границу"

Никакие "челночники"-торговцы услугами данного бизнесмена не пользуются. Не возят и пьяных: "Таких я терпеть не могу. Они меня сразу все боятся. Иногда бывают говорят, что "вот я еду с работы, могу расслабиться". Ну значит до свидания мы расстаемся. Я останавливаю на остановке и он выходит". 

"Я надеюсь, что откроют границу, очень хочу этого. Мне было проще легально. Мы ездили и возили ребят по Золотому Кольцу. Мне с ними очень нравится ездить - в тот же самый Владимир, по церквям. Мне так больше нравилось работать", - заключил перевозчик.

Напомним, что вырваться из Беларуси в Россию можно тремя путями. Легально - на самолете и поезде. Нелегально - как раз с такими перевозчиками. Стоимость авиабилета в Москву - от Br627, проезд на скоростном поезде стоит от Br49, уехать в Россию через смоленские леса можно примерно за Br170 - зато без тестов и документов. 

Павел Горбач