В начале пандемии белорусы массово запасались макаронами – производителям пришлось изыскивать дополнительные резервы для того, чтобы удовлетворить спрос. Сегодня ажиотажа уже нет, и ситуация стабилизировалась. Как обстоят дела на "макаронном рынке" страны и что предпочитает потребитель в интервью Смартпресс рассказала заместитель директора по производству филиала "Боримак" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" Людмила Минькова.

minkova_cr.jpg

- Людмила Леонидовна, ваше предприятие, как лидер рынка, во многом задает тренды на рынке макаронных изделий. Что сейчас популярно?

- Да, на сегодняшний день "Боримак" производит 69% всех макаронных изделий в Беларуси. В абсолютном выражении – это около 100 тонн макаронных изделий в сутки или 27 тыс. тонн в год. В ассортименте – 35 видов "коротких" макарон и 4 вида длинных.

Если говорить о популярности, то уже много лет самыми востребованными макаронами в нашей стране являются рожки – в различных вариациях. У нас их доля доходит до 30% от всего производства коротко резанных макаронных изделий. Также в числе самых популярных вермишель, витушка и перья.

- За счет чего удерживаете такое преимущество на рынке?

- Прежде всего, макаронные изделия, представленные под торговой маркой "Пастораль", это продукт гарантированного качества, изготовленный с применением современных технологий. Коротко резанные макаронные изделия производятся на линиях Buhler (Швейцария) и FAVA (Италия). А спагетти, макароны соломка и длинная лапша – на специализированной линии Buhler по производству длинных макаронных изделий. Такая в Беларуси только одна. Линия прошла модернизацию и сегодня не уступает оборудованию лучших производителей в соседних странах.

Кроме того, "Боримак" входит в состав Борисовского комбината хлебопродуктов – а это означает, что мы получаем отличное сырье. А все, что действительно надо для производства хороших макарон – это современные технологии и качественное сырье.

Хотя, когда мы вводили бренд "Пастораль", было сложно. Приходилось очень много работать с торговыми сетями, посещать магазины по всей стране. Зато сейчас "Пастораль" в рекомендациях не нуждается – и она есть практически во всех продуктовых торговых точках Беларуси. Да, попасть на "лучшие полки" в сетевых магазинах сложно. Но мы уверены, что наши макароны будут покупать даже с самой нижней полки. Мы гордимся, что макаронные изделия "Пастораль" знают и покупают.

- Конкуренцию со стороны зарубежных производителей, в первую очередь российских, ощущаете?

- Серьезной конкуренции со стороны россиян нет. Тем более, что в этом году у них серьезно изменился ассортимент – в основном в Беларусь из-за границы поставляют макаронные изделия группы А – из твердых сортов пшеницы. Мы таких макарон производим немного, ведь сырье для них приходится закупать: в нашей стране твердые сорта пшеницы не выращиваются.

Также мы производим несколько видов продуктов группы Б по белорусской классификации – для них применяется пшеница мягких сортов, но специального помола. Основной же наш ассортимент – это макаронные изделия группы В (мягкие сорта пшеницы). Такие макароны из-за рубежа практически не ввозятся.

Мы, в свое очередь, поставляем свои макароны на экспорт. Работаем с Россией, Украиной, осуществляли поставки в Молдову, Грузию, Узбекистан и Китай. Кстати, китайцам понравились наши спагетти и детские макароны "Звездная сказка".

- Насколько сильно белорусы любят макароны?

- Белорусы едят макаронные изделия с удовольствием. Прекрасные вкусовые и питательные свойства макарон поддерживают высокий и постоянный интерес у потребителя. Спрос уже несколько лет держится на одном уровне – не растет и не падает, за исключением незначительных сезонных колебаний.

Не знаю, как насчет потребления, но всплеск покупок был год назад, в начале пандемии. Тогда нам пришлось изыскивать дополнительные резервы и максимально нагружать линии, чтобы удовлетворить спрос и обеспечить внутренний рынок. Нам это удалось. И даже больше – мы продолжали отгружать продукцию на экспорт. Сейчас рынок вошел в норму.

Также отмечу: в вопросе потребления макарон белорусы – консерваторы. Наши соотечественники предпочитают обычный продукт без всяких добавок- мука, вода. Мы выпускали макароны с бета-каротином, но сняли с производства. Сейчас на полках магазинов есть несколько наименований продуктов с натуральной куркумой. И я бы не сказала, что на них спрос больше, чем на обычные. Единственное, что выделяется в этом ряду – спагетти, изготовленные из пшеничной муки первого сорта с добавлением полезной ржаной муки. Они нашли своего покупателя. Необычный цвет, приятный ржаной запах и привкус позволяют найти оригинальные кулинарные решения в приготовлении любимых макарон. А главное – они менее калорийны. Мы работаем над расширением линейки продуктов и занимаемся разработкой новых рецептур. Но в целом вкусы у наших потребителей устоявшиеся и мы делаем ставку на обычные макароны без добавок.

Хороший спрос на продукцию для детей – макароны "Звездная сказка", "Алфавит", "Звездочка", "Веселые зверята", а также на наши уникальные продукты: волнистую лапшу и "улитку" для фарширования.

- Ваше предприятие выпускает макароны не одно десятилетие. Насколько по качеству и вкусу сегодняшние изделия отличаются от того, что было раньше?

- Качество, конечно, изменилось очень сильно – в лучшую сторону. Высокопроизводительное оборудование с автоматизированным управлением, новые технологии – все это позволило сделать шаг вперед. Современная продукция хорошо сохраняет свои потребительские свойства: форму при варке, меньше сухих веществ уходит в варочную воду. Макароны не слипаются в бесформенную массу, а выглядят более чем аппетитно.

Хотя, конечно, у каждого потребителя – свой рецепт приготовления. И иногда они игнорируют время варки, рекомендованное производителем. А если варить дольше – макароны, конечно, становятся мягкими и слипаются. Это к вопросу о вкусовых предпочтениях. Когда мы только установили новое оборудование и начали выпускать конкурентоспособную продукцию, многие потребители спрашивали: "А где те мягкие макароны?" Сейчас, конечно, все изменилось. Каждая хозяйка, приобретающая макаронные изделия "Пастораль" от "Боримак", может быть уверена в том, что ее кулинарные шедевры доставят удовольствие всей семье.

- В какую сторону планируете развиваться?

- Нам надо увеличивать экспорт. В Беларуси сегодня спрос на макароны обеспечен полностью и даже немного больше. Мы же во время всплеска покупательской активности год назад нашли у себя скрытые резервы. Теперь ищем новые экспортные рынки.