Мука, крупы и макаронные изделия под известными брендами "Уладар", "Пастораль" и РastaSolare, а также комбикорма, свинина, говядина и молоко - все это производит УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт". О том, как предприятие адаптируется под потребности своих клиентов, а также о том, как изменился спрос покупателей в период пандемии, Смартпресс рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам Антон Бондаренко.

антон бондаренко.JPG

Сейчас Борисовский КХП – это комбинат хлебопродуктов, филиал "Боримак" по производству макаронных изделий, 7 свинокомплексов, 3 сельскохозяйственных предприятия и "Борисовский мясокомбинат №1". Формирование холдинга уже закончилось, или есть планы прирастать другими направлениями?

Сейчас основная задача нашей интеграционной структуры – стабилизировать и выстроить все экономические процессы. Вся наша структура взаимосвязана между собой. В 2020 году в управление холдинга были добавлены ОАО "Свинокомплекс Негновичи", ОАО "Лошницкий край", ОАО "Борисовский мясокомбинат №1", ОАО "БорисовСоюзАгро": предприятия встраиваются в общую цепочку для создания полного производственного цикла.

Доля предприятия на внутреннем рынке сейчас какая?

По пшеничной муке по итогам 2020 года доля предприятия в общем объеме производства в республике составила 14%, а в Минской области – 62%. По ржаной муке это 12% и 54% соответственно. По макаронным изделиям цифра гораздо более существенная – наш филиал "Боримак" крупнейший производитель макаронных изделий в Беларуси, устойчиво занимающий 70% рынка. Что касается производства свинины, то наши свинокомплексы занимают долю рынка Минской области более 20%, что так же является существенным показателем.

Пандемия как-то отразилась на работе комбината и на потребительском спросе?

Мы отметили резкий всплеск спроса в марте-апреле 2020 года: в начале пандемии значительно выросла (в полтора раза) реализация макаронных изделий.

уладар продукция.JPG

В целом по году мы увидели рост потребления макаронно-крупяной продукции. Объяснение простое – сложная экономическая ситуация повлияла на "средний" чек покупателя: люди стали экономить, соответственно произошло замещение дорогостоящих продуктов питания более дешевым сегментом.

Производственные мощности позволяют закрывать спрос?

Да. По макаронным изделиям за 2020 год загрузка производственных мощностей составила 119%, по мукомольной продукции – 120%.

Следует отметить, что предприятие хорошо сработало по реализации фасованной продукции в потребительской таре. За последний год доля продаж фасованной муки у нас увеличилась на 38%, крупы – на 67%. Связано это с тем, что мы начали более активно взаимодействовать с торговыми сетями, изменили подход к работе с ними, гибко подстраиваясь под потребности сетей. Наша продукция представлена практически во всех торговых сетях страны, а с 2020 года мы активно осваиваем такие крупные и перспективные торговые сети, как "Светофор", "Три цены" и "FixPrice". 

уладар.JPG

На торговых прилавках и витринах активно представлены наши полуфабрикаты "Блинчики Люкс", "Оладьи", "Пицца по-домашнему", также мука высшего, 1 и 2 сортов, профессиональная кондитерская мука "Экстра", мука "Цельнозерновая", и многие другие позиции.

Многие белорусские производители отмечают, что им непросто работать с крупными торговыми сетями. У вас сложности есть?

Сложности есть всегда: интерес к продукции появился, и могут возникать вопросы, например, с логистикой. Но такие "задачи" интересно решать, ведь расширять географию поставок важно, прежде всего, внутри страны.

Производство продукции под собственными торговыми марками сетей перспективно для вас?

Предложения на этот счет поступали неоднократно, и продолжают поступать. Однако в связи с тем, что производственные мощности предприятия загружены более чем на 100%, мы не видим смысла работать под СТМ по макаронным изделиям и муке. Учитывая, что Борисовский КХП занимает весомую долю рынка, нам незачем искать помощи в продвижении бренда.

А вот по мучным полуфабрикатам ситуация несколько иная. Это достаточно новое направление как для нашего предприятия, так и в целом для белорусского рынка. Люди еще только приходят к пониманию удобства таких продуктов. Здесь мы видим резервы роста, и для того, чтобы увеличить объемы, работаем под СТМ с сетями "Евроопт" и "Соседи".

Приходится ли адаптировать какие-то продукты под спрос клиентов? И частая ли это практика для вашего предприятия?

Приходится. Например, в последнее время стали популярны макаронные изделия из муки первого сорта, а также полуфабрикаты из муки первого сорта.

Изменился спрос в объеме фасовки: покупателю интересно приобрести макаронные изделия упаковкой в 3 или даже 4 кг, в то время как раньше популярные объемы не достигали 1 кг – 0,4, 0,7 и 0,9 кг.

уладар мука4.jpeg

Наши зарубежные клиенты – хлебопекарные предприятия - иногда просят изменить параметры муки, не выходя за рамки действующих стандартов. Для Молдовы особенно важным является, например, показатель белизны в ржаной муке, в то время как для российских и украинских партнеров – число падения в муке.

Мы готовы оперативно подстраиваться под такие моменты.

Продолжая тему зарубежных партнеров... В какие страны вы экспортируете свою продукцию? И каковы вообще экспортные итоги 2020 года?

Основная доля экспортных продаж приходится на Россию и Украину – порядка 80%. Работаем также с Молдовой, Литвой, Китаем, Арменией, Грузией, Абхазией.

Но надо отметить, что в прошлом году на экспорт мукомольно-крупяную продукцию мы смогли начать отгружать только с сентября - причем по итогам фактически всего четырех месяцев поставки составили 9,2 тыс. тонн, и выросли на 65% в сравнении с 2019 годом.

В целом же по итогам 2020 года экспорт всей продукции Борисовского КХП в стоимостном выражении составил 2 млн долларов, рост по сравнению с 2019 годом – 111%.

В этом году будем продолжать раскрывать свой экспортный потенциал с действующими партнерами, а также прорабатывать вопрос выхода на новые рынки.