Уже два года мобильный сервис Оплатитм облегчает жизнь белорусам, сохраняя их время и деньги. Благодаря маленькой иконке на экране смартфона можно оплачивать проезд, товары и услуги по QR, значительно экономить и даже получать приятные бонусы. Транспорт и автозаправки, кафе и парки аттракционов, салоны и магазины. QR все чаще появляется в точках расчета. Около 700 тысяч пользователей Беларуси и из более 70 стран мира выбрали сервис Оплатитм. Какие инновации ждать от создателей платежной системы в этом году? Прижилась ли в стране покупка билетов смартфоном в общественном транспорте? И, что произойдет, если мы все повсеместно перейдем на оплату по QR? Побеседовали с директором LWO компании-разработчика мобильного приложения Оплатитм Олегом Кондратенко.
– Начнем разговор с насущного - о транспорте. Широкую огласку сервис Оплатитм получил с момента запуска первого автобуса в Борисове, где можно было купить билет по QR. Прошло уже два года, поэтому вполне можно оценить значимость приложения в жизни белорусов. Расскажите о том, что уже сделано за это время и быть ли оплате проезда по QR
– Сервис Оплатитм – это отечественный платежный сервис, созданный резидентом ПВТ - компанией LWO в партнерстве с Белинвестбанком. Почти два года назад впервые на линию вышел автобус в Борисове, где можно было купить талончик смартфоном. Сегодня автопарки более пятидесяти городов по всей стране, в том числе и в Минске установили сервис Оплатитм для покупки билетов, в том числе и некоторых проездных. Почти 20 миллионов талонов продано сервисом. И популярность Оплатитм растет. Около 70 тысяч электронных билетов ежедневно продаются в стране. Однако возможности сервиса гораздо шире, чем просто оплата проезда. В Беларуси уже порядка 40 тысяч точек, где можно оплатить по QR. Если приводить в пример развитие безналичной оплаты, в сервисе Оплатитм мы за два года прошли путь, по которому платежные карты шли более 15 лет.
Если говорить о транспорте, мы видим, что государство заботится о том, чтобы люди могли перемещаться по очень доступной цене. Запуская систему оплаты по QR, мы технологически уменьшаем и эту финансовую нагрузку. Если брать 20 миллионов проданных билетов, то это по 7,7 копеек с каждого – 1 540 000 белорусских рублей, которые мы все вместе уже сэкономили для баланса страны. Более того, оклейка салона QR выходит Br20-30 рублей максимум, вместо десятков тысяч белорусских рублей за установку платёжных терминалов, да прибавьте сотни в год на их обслуживание. При помощи сервиса Оплатитм можно купить билет за долю секунды. Это экономит наш самый ценный и не возобновляемый ресурс – время нашей жизни, наше время. Да, нужно установить бесплатно приложение Оплатитм на свой смартфон, ввести паспортные данные, чтобы получить право распоряжаться своими средствами в банке, эти данные идут не к нам, а передаются запросом в межбанковскую систему идентификации. Паспорт всегда показывают, если нужно завести карт-счет или совершить движение денег, оплату. Ведь сервис Оплатитм выполняет функции полноценной платежной системы и поэтому средства защиты применяются согласно требуемому банковской системой уровню безопасности.
– А вот бизнесу интересно, чтобы клиенты оплачивали по QR?
– Бизнесу интересно не только, чтобы клиенты платили по QR, но еще чтобы на электронные кошельки Оплатитм зачислялась зарплата и дивиденды. Это эффективно и стоит ровно 0 от суммы зачисления на кошелёк. Стоимость каждой транзакции в торговом эквайринге в разы ниже, чем то, что сейчас есть на рынке. Получается, что бизнесу мы предлагаем более выгодные условия, он принимает оплату в безналичной форме, а все мы получаем плюсы, ведь более прозрачная экономика приносит предпринимателю дополнительные 1-2% от оборота, а он с них заплатит налог, значит и страна получит 0,18-0,36% в виде налоговых платежей. Ситуация, когда все получают дополнительный доход и при этом, как это не парадоксально, бизнес ещё и экономит.
– В последнее время мы видим, как лаконичные наклейки с QR появляются на автозаправках. Залить топливо не отходя от машины - раньше о таком могли только мечтать. Сейчас в мороз весьма актуально, особенно женщинам с детьми. Кто чаще всего пользуется такой услугой? Вы проводили какие-либо исследования на этот счет?
– Мы не отслеживаем каждого человека в отдельности, но можем видеть возрастные группы и скажу вам, что рост идет по всем сегментам. В основном от 18 до 55 лет, но есть пользователи даже старше 70 лет. На заправках этот сервис не просто удобен, а жизненно необходимым. Я хочу заправить авто на месте, без кассы и лишних взаимодействий в очереди, максимально быстро – это получаю в сервисе Оплатитм. Захочу купить кофе или печенье и их можно оплатить в кафе заправки через сервис Оплатитм. Прелесть в том, что система и запоминает сколько литров заправлял, и что особенно мне нравится, после того, как заправился, все, что ты не залил в бак, автоматически вернется тебе на кошелёк через 10-15 секунд после завершения заправки. Разместив QR на бензоколонках, автовладельцам сэкономили время, а заправке - деньги. Около 0,6-1,0%, между прочим.
– Давайте представим идеальный вариант, если бы все платежеспособные белорусы с пластиковых карт перешли бы к оплате по QR, к примеру, через сервис Оплатитм. Что произошло бы?
– Примерно до 772,5 миллионов белорусских рублей в год снизились бы издержки нашего бизнеса. На платежные системы из страны не уходило бы 103-154,5 миллионов белорусских рублей, повысилась бы скорость оборачиваемости денег. А еще, у нас в системе есть секретный чат, где люди могут передавать друг другу деньги. И вот сообщения внутри этого чата «неудаляемы». Каждое из них обладает атрибутами электронного документа.
Пользователь получает, например, запрос на перевод ему средств, а сервис стандартно предложит их принять и этот факт согласия подтвердит «де-юре» его согласие, ведь в случае с переводом с карты на карту деньги просто переводятся без ведома получателя, у нас же процесс полностью осознанный. Мы живем в мире, где все становится более и более прозрачно, а безопасности требуется всё больше. Исполняя требуемые правила и законы в нашей системе все пользователи строго идентифицированы и, поэтому, даже само понятие кражи денег с кошелька становится бессмысленным.
Cтроя большую систему оплаты современными инструментами, мы позволяем экономить деньги. Это технология, которая направляет колесо развития экономики в нужную сторону, поэтому здесь важна совместная работа.
Да, мы смогли это разработать и предложить современный инструмент, но заиграет он гармонично, только благодаря нашим гражданам - пользователям сервиса.
– Расскажите о дальнейших планах и перспективах развития сервиса Оплатитм на транспорте - метро, пригород, электрички и в целом, покупка билетов на поезда и самолеты - оплата смартфоном там тоже была бы кстати?
– По самолетам проведена вся возможная работа, мяч на стороне партнёров. С другой стороны, по аэропорту всё готовы делать, как только получим «Добро». А вот Белорусская железная дорога активно включилась, прежде всего благодаря живой и прогрессивной силе руководства этой мощной структуры и Министерства транспорта нашей страны. Возможность оплаты по QR в системе БелЖД в ближайшие месяцы, надеемся, стартует, ведь разработки уже в тестах. Пригородный транспорт запускается по мере наличия желания владельцев процессов и, конечно, при наличии возможностей. Метро и авиаперевозчик пока думают. Однако весь технический сегмент практически готов. В марте-апреле мы хотим существенно порадовать пользователей нашего сервиса. Но об этом расскажем по факту. Одним словом, мы делаем все, что в наших силах, а там - будет что должно быть. Основная задача сервиса, чтобы в цифровом мире человек жил спокойно и безопасно, чтобы получал все, что хочет, максимально быстро и удобно. Если наши пользователи довольны и улыбаются - это правильно. Это и есть основная миссия сервиса.