Когда будет восстановлено пассажирское  сообщение в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)? Согласуют ли страны введение QR-кодов на молочку? Как выросла безработица во время пандемии? На вопросы Смартпресс ответила помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ия Малкина.

TSR00084.jpg

Когда будет восстановлено железнодорожное и автомобильное пассажирское сообщение между странами в условиях пандемии, а также - в полноценном формате авиасообщение? 

Мы надеемся на скорейшее возобновление транспортного сообщения. Комиссия  прорабатывает перечень условий и документов, взаимно признаваемых в государствах-членах, которые должны быть согласованы санитарно-эпидемиологическими и транспортными службами. 

Предложения будут представлены Совету ЕЭК до конца года.

Кроме того, подготовлен проект документа по возобновлению международного железнодорожного сообщения в странах Союза. 

Есть ли уже статистика влияния пандемии на экономику стран ЕАЭС? 

Пока есть предварительные выводы на основе показателей с января по август 2020 года.  Объем перевозок пассажиров сократился почти вдвое и составил 57,3% к аналогичному периоду 2019 года (13,6 млрд человек). Больше всех пострадала Армения – ее показатель составил в этом году 40,2%, меньше всех – Беларусь – 82,7%.

Объем перевозок грузов составил в этот период 93,5% к периоду прошлого года или 7,8 млрд тонн. А здесь только Армения не вышла в минус, там перевозки составили 104,5%.

Объем промышленного производства снизился только у двух стран – России (на 4,5%) и Беларуси (на 2,2%). Остальные страны показывают рост в пределах 1%. 

Есть ли положительные тенденции?

Можно отметить рост производства сельхозпродукции. В целом по Союзу - на 4,5%. 

Наши экономики прошли локальные минимумы деловой активности. Однако восстановление займет длительный период на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры и ухудшения эпидемиологической ситуации.

Не могу не упомянуть статистику по безработице. В августе 2020 года по сравнению с августом 2019 года количество зарегистрированных безработных в целом по ЕАЭС увеличилось в 3,8 раза. Цифра тревожная, но есть и положительная тенденция. По сравнению с августом прошлого года в ЕАЭС трудоустроено на 27,1% незанятых граждан больше – 352,2 тысячи человек. Это на 18,4% больше, чем в июле 2020 года.

Инфляция во всех государствах ускорилась по отношению к концу 2019 года, бюджетные балансы и уровни государственного долга ухудшились по отношению к аналогичному периоду 2019 года. 

В ускорение годовой инфляции государств-членов основной вклад внесла продовольственная инфляция. В частности, увеличился спрос на отдельные категории потребительских товаров, также оказало влияние ослабление национальных валют стран Союза. Вместе с тем, сдерживающее влияние на инфляцию оказало ухудшение потребительского спроса, обусловленное, в том числе, снижением темпов роста реальной заработной платы.

Несомненно, пандемия создает риски для долгосрочного экономического роста – сжимается спрос, сокращаются и закрываются производства, растет безработица. Одновременно открываются возможности для формирования опережающего роста. Но для этого необходимо адаптироваться к новым бизнес-моделям, бизнес-процессам и изменениям в потребительском поведении.

Чем вызван перенос перехода на систему электронных паспортов ТС до конца марта? 

О готовности перейти на электронные ПТС, как и планировалось ранее, с 1 ноября 2020 года заявила только Россия. Решение о переносе вызвано неготовностью национальных информационных систем других государств-членов к такому переходу.

Маркировка продукции QR кодами вызвала определенное недовольство среди производителей. В частности, белорусской молочной продукции, которые просят предоставлять коды бесплатно. Будет ли согласованное решение?

Несмотря на экономические затраты, мы должны принимать во внимание и преимущества от введения маркировки для бизнеса и государств. Это повышение конкурентоспособности добросовестных предпринимателей и минимизация серого оборота. Для потребителей маркировка – гарантия качества поставляемой продукции.

При этом не стоит забывать, что каждая страна Союза самостоятельно принимает решение о введении маркировки того или иного товара на своей территории. Напомню, что для введения маркировки конкретного товара на всей территории Союза необходимо согласие всех пяти стран и принятие решения Совета Комиссии. На данный момент на территории Союза такая маркировка действует только для изделий из меха. 

Готов ли ЕАЭС стать полноценным внешнеполитическим игроком, как например ЕС? Что для этого надо?

Евразийский экономический союз не претендует на роль такого же как ЕС внешнеполитического игрока – мы экономическое объединение. И в этом плане Союз проделал колоссальную работу на внешнеэкономическом треке. За прошедшие шесть лет ЕАЭС существенно укрепил свои позиции на международной арене. 

К слову, Комиссия в ближайшее время планирует подписать Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом Шанхайской организацией сотрудничества. Все государства-члены ЕАЭС его одобрили. Мы ждем согласование проекта от ШОС.

В долгосрочной перспективе мы видим ЕАЭС одним из центров влияния в складывающейся на евразийском пространстве системе «интеграции интеграций» с учетом развития китайского проекта "Один пояс – один путь".