Африка - беднейший в мире регион. Войны, голод, эпидемии давно превратили будни африканцев в ежедневную борьбу за выживание. Половина жителей не может потратить и доллара в день, каждые три секунды в Африке от голода умирает ребенок. Помощь континенту оказывают многие государства и международные организации.
Но есть и частные небольшие инициативы, которые регулярно помогают детям Африки. Об одной из таких рассказал белорус Руслан Яроцкий. Каковы мотив и цель его благотворительной миссии, сколько сил и средств надо, чтобы накормить 200 африканских детей - в интервью Смартпресс.
- С чего началась помощь жителям Африки, и почему выбор пал на нее?
- Беларусь - страна относительно благополучная, и я не чувствовал, что у массы людей есть большая нужда. Африка же - известный своей бедностью регион, мои друзья бывали там, рассказывали. После этих историй я захотел увидеть сам. Идея однажды превратилась в навязчивую. Потом я понял: можно всю жизнь хотеть, а можно взять и сделать. Так мы с компаньоном по работе спланировали первую поездку: откладывали деньги, связались с Православной Церковью Кении, уточнили, в каких школах и приютах нужна помощь, и поехали.
- Помните первое впечатление?
- Первая поездка оставила абсолютно шоковое состояние: одно дело - видеть Африку в документальных фильмах, другое дело - своими глазами. Когда мы вернулись, я думал, что по доброй воле туда больше никогда не поеду. Но прошло время, я вспомнил африканских детей и их безысходность… С тех пор 6 лет ежегодно, а то и дважды в год, мы ездим в Африку.
Не сложно представить, что вызвало шок...
Это понимание, что человеческая жизнь ничего не стоит. Идешь в сельской местности, а в куче мусора лежит человек - живой или нет… Ты не понимаешь. А вокруг - общее равнодушие. Дети в Африке засыпают голодными. У нас такая ситуация - дикость, невозможно представить, если это не очевидно асоциальная история.
Там большое количество сирот, есть регионы, где каждый третий ребенок ВИЧ-инфицирован. Заботится о них некому. Государство предпринимает попытки, но государственность в Африке - тоже весьма специфична…
Благодарность африканцев - по нашим меркам ни за что - придает сил. Там все понятно: есть голод, накормил людей - хорошо, они счастливы. Надо кому-то обследоваться в больнице - организовал. В этот раз организовали медобследование женщинам, которые живут на улице и там же рожают детей. Ты вложил эти деньги, и они не вернуться к тебе никогда, но ты сделал добро. На самом деле, мы получаем больше, чем отдаем.
Второй раз поехали - было легче, третий - еще легче. Сейчас вернулись из очередной поездки, но уже планируем следующую.
- И все-таки Ваш мотив?
- Я всегда мыслил себя как человека Церкви, а одна из главных добродетелей христианства - милосердие. Мотив в секулярном обществе не моден, но он религиозный.
- Как прошла последняя поездка и кому удалось помочь?
- Мы жили в митрополии Кенийской Православной Церкви, которую возглавляет митрополит Кенийский Макарий, известный в Африке иерарх. Он предложил нам оказать помощь школам и приютам, которые на данный момент исчерпали свои ресурсы. Мы знали, что там - самое “дно”. Каждый день мы посещали по 1-3 приюта и покупали продукты. Посетили гораздо больше, чем думали - охватили примерно 1,5 тыс. детей.
С одним священником мы участвовали в акциях по приготовлению пищи для людей, живущих на улицах в самых неблагополучных районах, куда даже полиция не заезжает. Также закупали средства гигиены для женщин и девушек, живущих на улицах. Каждый раз навещаем семьи, в которых живут дети с особенностями в развитии. Хорошая была поездка, много сделано.
- А учитывая пандемию?
- Африка сейчас наиболее уязвима в плане медицины и вакцинации. Да, также отвозили СИЗы, постарались упаковать как можно больше многоразовых масок, витаминные комплексы. Обычная многоразовая маска у нас ценности не имеет: берешь, выбрасываешь, берешь следующую. А там люди маскам радуются и благодарят.
- Какова реакция на Вашу деятельность, наверняка, есть хейтеры?
- После каждой поездки я сталкиваюсь с хейтерами, читаю комментарии подобного рода: “а нечего им делать”, “а что этим неграм надо”, “а почему Африка”... Понимаете, есть желание и свобода каждого человека: помогать тому, кому он считает нужным. Если хочется заниматься Африкой или Индией - ради Бога. Кто-то занимается благотворительностью в Беларуси - прекрасно! Интересно, что критикуют люди, которые сами ничего не делают, а ведут себя так, как будто их ограбили. Но мы же не пришли к ним домой, не забрали у них деньги. Мы делаем все сами и даже не нуждаемся в особой рекламе, исключительно лишь для привлечения внимания к теме.
- А не происходит выгорание, ведь морально тяжело постоянно наблюдать страдания?
- Каждый по-разному переживает созерцание смерти, боли, нищеты. Мне кажется, ничего реалистичнее смерти нет. Я не сталкивался с выгоранием. Хотя в этот раз мы были на четырех похоронах, умерли молодые люди. Это, безусловно, травмирует. Но с тем, кому ты помогаешь, знакомишься, они становятся частью твоей жизни.
- Сколько тех, кто Вас поддерживает?
- Движение наше объединяет много разных людей, их десятки. Они не хотят афишировать свою помощь, но они есть в Беларуси, России, Германии, Литве, Польше, в Норвегии и Великобритании. Сейчас я живу не в Беларуси, и у нас нет возможности ездить по приходам и рассказывать о миссии в Африке, но по-прежнему есть много волонтеров в Минске и в Гродно, которые болеют этой темой, и благодаря им все получается.
Мы сами работаем, пытаемся что-то отложить. Благотворительность не надо афишировать, не надо чьего-либо одобрения. Хочется, чтобы работа, которая была начата в Беларуси, в Беларуси и продолжалась… Но важно, что многих мы просто познакомили с Африкой, и они сами теперь систематически помогают средствами, закупают продукты, помогают строить приюты.
Волонтерский характер нам облегчает задачу, не надо сложных организационных мероприятий, можно просто давать подлинную информацию о приютах и их нуждах. А когда мы отправляется в поездку, стараемся контролировать расход средств - закуплена ли мебель или продукты. Но за нашу практику с вопиющей халатностью не сталкивались.
- В Африке знают о Беларуси?
- Сейчас они уже знают о Беларуси. Первоначально, конечно, ассоциировали с Россией, приходилось объяснять, показывать на карте. А сейчас все, с кем мы работаем и у кого бываем, знают о Беларуси. У нас действительно красивая и хорошая страна, о которой можно много рассказать.
- Может было желание у белорусов усыновить ребенка?
- Такое желание когда-то изъявляли, но это настолько сложно, что не каждый человек сможет пройти путь. Если в Западной Европе еще можно сделать, то для наших стран практически нереально. Бедные страны почему-то всеми силами делают вид, что они не бедные. Гораздо проще помочь юноше или девушке на месте - с образованием, поддержать при создании семьи. Когда-то у нас была мечта организовать отдых африканских детей в Беларуси, но оказалось настолько сложно документально, что мы оставили идею. Особенно в силу того, что у нас волонтерское движение. Может, когда-нибудь это станет возможным.
- А изменится ли ситуация в Африке когда-нибудь, как считаете?
- Белый человек несет ответственность за то, что происходит сейчас в Африке. Да, все зачатки государственности благодаря колониализму и появились. Но богатейшие ресурсы Африки принадлежат белым людям, обогащается Европа, но не Африка.
Хотя позитивные тенденции есть, если взять восточную Африку. Мы видим, как молодежь едет учиться в Европу, многие возвращаются. Школы и университеты строятся. Я оптимист, может маленькими шагами ситуация будет меняться.
- О чем мечтают дети Африки?
- Дети мечтают о том, чтобы ложиться спать сытыми. Они мечтают о тех вещах, которые для нас норма: есть, спать дома, получить образование. А вообще они такие же, как и мы. Девчонки мечтают выйти замуж и найти работу. Парни тоже мечтают о работе, чтобы обеспечивать свои семьи. Мы живем с этими благами и воспринимаем их как данность. Люди стремятся к счастью. Просто мы воспринимаем счастье как нечто само собой разумеющееся.
Видишь, как девчонки 14-15-16 лет стоят в очереди за похлебкой. А наши девочки в этом возрасте такие красавицы, уверенные в себе, они выбирают смартфоны, одежду…
Африканские девочки же не виноваты, что родились не в той стране и не в то время. Ты переживаешь вместе с ними это унижение.
Мы видим много, что может человека довести до депрессии. Но если воспринимать это как вызов, то благотворительность делает человека наполненнее.
- А Вы о чем мечтаете?
- Моя мечта приземленная и простая: я хочу заниматься этой работой в Беларуси. Белорусы - очень отзывчивые! В нашей стране много людей, которые готовы помогать: разных конфессий, неверующие, бизнесмены, многодетные. За 6 лет мы увидели столько доброты в наших людях! Я хочу, чтобы наше движение стало настоящей организацией.
- Когда следующая поездка?
- Следующая поездка будет в следующем году. Все контакты сейчас происходят через социальные сети, поэтому отвечу всем, кого будет интересовать информация. Многие едут отдыхать и спрашивают, как заодно и помочь. Мы напрямую выводим на школы и приюты, они продолжают общение и делают добрые дела самостоятельно.
Автор: Лариса Абрамчук
Фото: из архива Руслана Яроцкого